Валаамский-Преображенской мужской монастырь — различия между версиями

 
Строка 1: Строка 1:
Валаамский-Преображенской мужской монастырь, 1-го класса,  Выборгской
+
'''Валаамский-Преображенской мужской монастырь''', 1-го [[класс|класса]],  Выборгской
 
губ., сердобольского уезда, в 40 в. к В. от Сердоболя  и  в  200  в.  от
 
губ., сердобольского уезда, в 40 в. к В. от Сердоболя  и  в  200  в.  от
 
С.-Петербурга, в сев. зап.  части  Ладожского  озера,  на  южном  берегу
 
С.-Петербурга, в сев. зап.  части  Ладожского  озера,  на  южном  берегу
Строка 11: Строка 11:
 
Находясь на границе новгородских и шведских  владений,  монастырь  часто
 
Находясь на границе новгородских и шведских  владений,  монастырь  часто
 
был сжигаем и разоряем шведами, но возникал вновь. В  последний  раз  он
 
был сжигаем и разоряем шведами, но возникал вновь. В  последний  раз  он
был разорен в [[1611]] г. и оставался в запустении до  [[1715]] г.,  когда,  по
+
был разорен в 1611 г. и оставался в запустении до  1715  г.,  когда,  по
приказанию  Петра  I,  был  возобновлен.  В  [[1822]] г.  монастырь  сделан
+
приказанию  Петра  I,  был  возобновлен.  В  1822  г.  монастырь  сделан
первоклассным. Мощи преп. Серия и Германа с [[1611]] по [[1721]] г. находились в
+
первоклассным. Мощи преп. Серия и Германа с 1611 по 1721 г. находились в
 
Николаевском Староладожском монаст.  К  монастырю  приписано  7  скитов:
 
Николаевском Староладожском монаст.  К  монастырю  приписано  7  скитов:
 
Авраамиев,  Всех-Святский,  Ильинский,  ИоанноПредтеченский,  Коневский,
 
Авраамиев,  Всех-Святский,  Ильинский,  ИоанноПредтеченский,  Коневский,
Строка 36: Строка 36:
 
суровость климата, на Валааме есть плодовые сады,  в  которых  созревают
 
суровость климата, на Валааме есть плодовые сады,  в  которых  созревают
 
яблоки и вишни. У монастыря прекрасно поставлено молочное  хозяйство,  и
 
яблоки и вишни. У монастыря прекрасно поставлено молочное  хозяйство,  и
продукты его идут на пропитание  братии  и  многочисленных  богомольцев.
+
[[продукт|продукты]] его идут на пропитание  братии  и  многочисленных  богомольцев.
 
Жизнь  в  Валаамском  монастыре  для  братии  строгая,  но  многие  не
 
Жизнь  в  Валаамском  монастыре  для  братии  строгая,  но  многие  не
 
удовлетворяются  ею  и  уходят  в  скиты.  Особенность  скитской  жизни
 
удовлетворяются  ею  и  уходят  в  скиты.  Особенность  скитской  жизни
Строка 53: Строка 53:
 
ветров, сообщение по льду совсем прекращается. Литературу см. в книге В.
 
ветров, сообщение по льду совсем прекращается. Литературу см. в книге В.
 
В. Зверинского: "Материал для  историкотопографического  исследования  о
 
В. Зверинского: "Материал для  историкотопографического  исследования  о
православных монастырях" (Спб., [[1890]]).
+
православных монастырях" (Спб., 1890).
 +
  А. С.
  
А. С.
+
{{БЭСБЕ}}
[[Категория:Все]]
 
[[Категория:РуВикипедия]]
 

Текущая версия на 10:10, 22 октября 2014

Валаамский-Преображенской мужской монастырь, 1-го класса, Выборгской губ., сердобольского уезда, в 40 в. к В. от Сердоболя и в 200 в. от С.-Петербурга, в сев. зап. части Ладожского озера, на южном берегу острова, называемого финнами Валамо (высота), при заливе Монастырском. Основателями монастыря считаются препод. Сергий и Герман, мощи которых ныне покоятся в соборном храме; память их чтится 28 июня и 11 сентября. Когда был основан монастырь - неизвестно; некоторые считают, что он существовал уже в Х веке и в нем принял иночество пр. Авраамий ростовский чудотворец. Другие говорят, что монастырь основан в ХII в., когда здесь подвизался Корнилий, основатель Полюстровского Рожд. мон. Находясь на границе новгородских и шведских владений, монастырь часто был сжигаем и разоряем шведами, но возникал вновь. В последний раз он был разорен в 1611 г. и оставался в запустении до 1715 г., когда, по приказанию Петра I, был возобновлен. В 1822 г. монастырь сделан первоклассным. Мощи преп. Серия и Германа с 1611 по 1721 г. находились в Николаевском Староладожском монаст. К монастырю приписано 7 скитов: Авраамиев, Всех-Святский, Ильинский, ИоанноПредтеченский, Коневский, Николаевский и Александро-Свирско-Святоостровский; все они находятся от монастыря в расстоянии от 1 до 10 в. Из этих скитов заслуживают особого внимания Александро-Свирско-Святоостровский, в 7 в. от Валаамского мон. Он расположен на острове Святом, имеет до 140 ф. высоты. Тут, по преданию, принявший иночество на Валааме пр. Александр Свирский спасался в пещере, иссеченной в скале (XV ст.). До сих пор сохраняются в этой пещере маленький очаг, крест и образ, очень древне. В память преподобного здесь устроена в 1855 г. церковь и 3 домика для братии. Нижний храм Иоанно-Предтеченского скита высечен в гранитной скале. В Николаевско-Валаамском ските особенно почитается резное изображение св. Николая.

Монастырю принадлежат около 40 островов: все они в сложности занимают до 3100 дес. земли. Из этой земли до 20 дес. под монастырскими зданиями. Удобной земли для посевов и сенокоса около ста тридцати десятин. Климат довольно суровый: по метеорологическим наблюдениям станции 2-го разряда, существующей на Валааме уже несколько лет, средняя температура года 3,1, января - 9,6, апреля + 1,6, июля + 15,7, октября +4,0. Несмотря на суровость климата, на Валааме есть плодовые сады, в которых созревают яблоки и вишни. У монастыря прекрасно поставлено молочное хозяйство, и продукты его идут на пропитание братии и многочисленных богомольцев. Жизнь в Валаамском монастыре для братии строгая, но многие не удовлетворяются ею и уходят в скиты. Особенность скитской жизни заключается в чередном чтении Псалтыри. В свободное от чтения время скитники исполняют черные работы, рубят дрова и т. д. Женщины в скит Всех Святых могут входить только раз в год, а в скит Иоанна Предтечи (самый строгий из всех) доступ им вовсе запрещен. Трапеза скитников всегда постная и состоит из одних овощей. Монахи вырезывают крестики, образа, ложки и занимаются мастерствами иконописным, столярным, слесарным, малярным, кузнечным и т. д. Мощи св. Сергия и Германа и слава о строгой жизни иноков привлекают в монастырь массу богомольцев. В дни постов Петровского и Успенского число богомольцев достигает до 4 тысяч человек. Пароходное сообщение Петербурга с монастырем продолжается не более 5-ти месяцев, от конца мая до конца октября. Зимою иногда можно ездить по Ладожскому озеру недели три, а иногда, по случаю сильных ветров, сообщение по льду совсем прекращается. Литературу см. в книге В. В. Зверинского: "Материал для историкотопографического исследования о православных монастырях" (Спб., 1890).

  А. С.


Статья из Большого Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона

Данная статья была взята с Большого Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. Это вовсе не означает что статью нельзя редактировать или обновлять, или исправлять неточность.

Если вы заметили неточность в статье, или хотите внести больше ясности, вы можете ее "редактировать" и "править" по Вашему усмотрению