Абадиты

Материал из Гуру — мира словарей и энциклопедий
Перейти к: навигация, поиск

Абадиты, также ибадиты — мусульманская секта, одна из 3 общин хариджитов, которую принято считать самой умеренной. Основана в Ираке в середине 7 века Абдаллахом ибн Ибадом (отсюда название). Абадиты проживают в Омане, Алжире, Ливии, Танзании, Тунисе. Их численность на конец 20 в. - более 1 миллиона человек. Современное абадитское государство существует в Омане. Небольшие абадитские общины находятся в разных частях Северной Африки: в Алжире называются мозабитами (по названию Мзаба, небольшого государства, созданного абадитами в южных районах Алжира после разгрома княжества Тахерт); общины абадитов имеются также в Джебель-Нефусе (Ливия) и на о. Занзибар (Восточная Африка). В Тунисе (на о. Джерба) и в Ливии (в области Зуага) сектанты принадлежат к особому ответвлению абадитов — неккаритам, возникшему в Северной Африке в средние века.

История[править]

Басра[править]

Община абадитов возникла в 684 в результате раскола среди хариджитов Басры. Одновременно с абадитами возникли общины азракитов и суфритов. В отличие от азракитов, самой непримиримой общиной хариджитов, абадиты отказались от вооружённой борьбы, которую вели хариджиты за утверждение своего вероучения, и ограничили свою деятельность религиозной пропагандой. Однако в начале 8 в. басрийские абадиты активизировали политическую деятельность, и большинство их вождей было выслано в Оман. Тем не менее Басра оставалась духовным центром всех абадитов.

Новый глава басрийской общины Абу Убайда, мечтавший создать на развалинах Омейядского халифата «всемирный абадитский имамат», разослал во все концы мусульманского мира своих эмиссаров для подготовки всеобщего абадитского восстания. Мятеж против халифата привёл к захвату абадитами Мекки, Саны и Медины, а впоследствии - к формированию ряда мелких абадитских государств. Расселившись в Северной Африке и на Занзибаре, абадиты объединились с суфритами и подняли совместное восстание против берберов, являвшихся приверженцами ортодоксального ислама. Впоследствии теснимые Аббасидами, абадиты переместились в Тахерт, где глава абадитов Ибн Рустем основал династию Рустемидов, влияние которой распространилось на всю Северную Африку, став серьезной угрозой целостности халифата. Основатель династии, знатный перс Абд ар-Рахман ибн Рустем был сподвижником хариджитского имама Абу-л-Хаттаба, которому в середине 8 в. удалось на короткое время объединить под своей властью земли от Триполитании (Ливии) до Ифрикии (Тунис). В 758 Абу-л-Хаттаб назначил Ибн Рустема своим наместником в Кайруане, но в 761 сам он перешел под власть аббасидского халифа. Абд ар-Рахман вместе с частью хариджитов бежал на запад и основал на склоне Джебель-Джоззуля город Тахерт (в настоящее время Тагдемт).

Государство Тахерт[править]

В 777 последователи возвели Абд ар-Рахмана ибн Рустема в сан имама, положив тем самым начало государству Рустемидов. Тахерт стал быстро заселяться. Переселенцев из самых отдаленных областей Халифата привлекали как изобилие плодородных земель, так и слухи о справедливом государственном устройстве хариджитского имамата. Вскоре все окрестные земли стали обрабатываться, а город превратился в важный центр африканской торговли. Во главе местной хариджитской общины стоял имам, который управлял государством, толковал законы согласно Корану и Сунне, отправлял правосудие, возглавлял молитвенные собрания и взимал десятину (вносившуюся как милостыня), вел аскетический образ жизни. Сохранилось предание, что Абд ар-Рахман, который позже стал считаться идеальным хариджитским имамом, своими руками заделывал щели на террасе и белил потолок. Из обстановки в его комнате была только подушка, на которой он спал, его сабля и пика, а в другой части дома стоял привязанным его конь. Однако именно Абд ар-Рахман нарушил один из важнейших принципов хариджизма о ненаследственном характере власти имама. Он добился, чтобы его преемником стал сын Абд ал-Ваххаб, который после смерти отца столкнулся с сильной оппозицией и смог утвердиться на престоле лишь после упорной войны. В дальнейшем междоусобицы и борьба между различными группировками сделались здесь обычным явлением, что и привело в начале 10 в. к окончательной гибели государства.

Султанат Оман[править]

С победой Фатимидов в 911 абадитский имамат распался. Представители династии Рустемидов были вынуждены бежать в Сахару, в небольшое государство Мзаба. Единство абадитов было разрушено различными политическими и религиозными противоречиями. Однако до сих пор абадиты составляют более половины населения Омана. Это абадитское государство сложилось в 17 в. Сначала здесь правили имамы из династии Йарибидов. В первой четверти 18 в. их могущество пошло на убыль. Кочевые племена перестали поддерживать Йарибидов, поскольку духовенство было недовольно светским характером власти имамов и роскошным образом их жизни, противоречившим религиозным доктринам абадизма. После многих смут власть в 1741 захватил Ахмад ибн Саид Ал Бу Саид, основавший династию Албусаидов, которая правит Оманом по сей день. История этой династии изобилует смутами и переворотами. Причина их была та же – имамы упорно старались сделать свою власть наследственной, а абадитское духовенство также упорно этому противилось и постоянно поднимало против центральной власти кочевые племена. В конце 18 в. государство фактически распалось на враждовавшие между собой имамат Оман (внутренние районы страны) и султанат Маскат (ее прибрежная часть). Албусаиды, превратившиеся в обычных светских властителей, отказались от претензий на управление кочевыми племенами. Восстановление единства страны произошло только во второй половине 20 в. при султане Саиде III. В 1955 маскатская армия захватила столицу имамата Низву, однако партизанская война против Маската продолжалась еще около 20 лет. Умиротворить страну удалось только сыну Саида Кабусу. В декабре 1973 оманская армия при поддержке 3 тыс. иранских парашютистов овладела городом Дофаром – последним опорным пунктом абадитских сепаратистов.

Взгляды[править]

Среди всех остальных хариджитских сект абадиты выделялись тем, что сумели создать теоретические основы своих воззрений. Из их среды вышло много грамотных людей, которые написали много книг по различным аспектам абадизма. Идеология абадитов формировалась под влиянием суннитских и мутазилитских концепций и отличалась от догматических основ других хариджитских общин умеренностью.

Подлинным основателем и учителем абадитской общины был оманец Джабир ибн Зайд (640—715). Не отказываясь от строгих моральных принципов классического ислама, он отверг путь насилия, по которому пошли остальные хариджиты. Основой их религиозно-политической доктрины было учение об имамате, существование которого они считали безусловно необходимым. Джабир ибн Зайд большую часть жизни провел в Басре, где увидела свет его энциклопедия «Диван Джабир». В Оман власти выслали его незадолго до смерти.

Основной принцип религиозно-политической доктрины абадитов, как и у всех хариджитов, — учение об имамате. Они допускают одновременное существование нескольких имамов в разных частях мусульманского мира. Имамов в соответствии с абадитским учением избирал совет шейхов тайным голосованием. Выборы часто ограничивались одним родом. В их понимании избранный имам являлся полноправным главой общины, исполнявшим обязанности военачальника, судьи и богослова-факиха, но лишь при том условии, что он следует Корану, Сунне и примеру первых абадитских имамов. В отличие от других хариджитов, признававших учение о свободе человеческой воли, абадиты считали творцом человеческих поступков Аллаха.

В отличие от азракитов, абадиты не считают политеистами (мушрикун) тех, кто не исповедуют ислам. Выступивших против них мусульман, они не считают ни праведниками, ни многобожниками. Проливать кровь несогласных с их убеждениями мусульман абадиты считают запретным. А территорию, на которой проживают их противники, абадиты считают мусульманской за исключением местонахождения армии, которая готовится выступить против них. Во время войны с мусульманами разрешается брать в качестве добычи только лошадей, оружие и военное снаряжение. Все остальное запрещено. Абадиты считают свидетельство остальных мусульман на судебных процессах правомочным и допустимым. Отвергают убийство по религиозным и политическим мотивам, терпимы к другим исламским общинам, разрешают браки с неабадитами, но ограничивают внешние контакты.

Статья из Большого Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона

Данная статья была взята с Большого Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. Это вовсе не означает что статью нельзя редактировать или обновлять, или исправлять неточность.

Если вы заметили неточность в статье, или хотите внести больше ясности, вы можете ее "редактировать" и "править" по Вашему усмотрению