Азимов, Айзек

Материал из Гуру — мира словарей и энциклопедий
Перейти к: навигация, поиск

Азимов, Айзек (1920 - 1992).
Видный американский писатель-фантаст и популяризатор науки, классик современной научной фантастики, автор более 400 книг - романов, сборников, научно-популярной литературы, антологии (В 1969 г. вышел "итоговый" сб. - "Опус 100" [Opus 100], в 1979 г. - "Опус 200" [Opus 200], в 1984 г. - "Опус 300" [Opus 300]). Род. в м. Петровичи (Смоленской губ., Россия), эмигрировал с семьей в США, принял амер. гражданство в 1928 г. Окончил Колумбийский ун-т в Нью-Йорке по специальности химия, после аспирантуры и службы в армии (войну провел в Экспериментальном центре морской авиации США вместе с Р. Хайнлайном и С. Де Кэмпом ) защитил дисс. по биохимии; проф. Бостонского ун-та; с 1958 г. - професс. писатель. Первая публикация - "В плену у Весты" (1939; рус. 1970; 1971; др. - "Затерянные у Весты", "Заброшенные около Весты"). Всю жизнь прожил в Нью-Йорке. Автобиогр. А. в 2-х тт. - "Пока память зелена: 1920-1954" [In Memory Yet Green: 1920-1954] (1979), "По-прежнему наслаждаясь: 1954-1978" [In Joy Still Felt: 1955-1978] (1980).

А. открыл для себя НФ в раннем детстве, в кондитерской лавке отца, где продавались журналы и комиксы. В юности примыкал к объединению "Футурианцев", близко познакомившись с Ф. Полом , к-рый позже опубликовал мн. р-зы А. в редактируемых им журналах. Начав писать НФ в 1938 г., был поддержан ред. ведущего журнала НФ "Эстаундинг" (Astounding Science Fiction) Д. Кэмпбеллом , однако первый р-з А. вышел в журн. "Эмейзинг" (Amazing Stories). Ранние р-зы А. уступали произв. Р.Хайнлайна , А.Ван-Вогта и др. современников; исключение составила ставшая хрестоматийной новелла "Приход ночи" (1941; рус.1966), в к-рой оригинальная науч. предпосылка - цивилизация в самом сердце звездного скопления, где "ночь" наступает раз в 2049 лет (см. Астрономия и астрофизика, Звезды) - служит основой для эффектной илл. концептуального переворота. (Позже Р.Силверберг "в соавт." с А. развил идею в романе "Приход ночи" [Nightfall] (1990)). Ранние произв. писателя представлены в сб. "Ранний Азимов, или Одиннадцать лет попыток" [The Early Asimov, or Eleven Years of Trying] (1972; также выходил в 2-х и 3-х тт.).

Публикацией первого р-за из цикла о роботах, "Странный приятель" (1940; др. "Робби") А. заявил о себе как об одном из лидеров довоен. поколения амер. НФ (см. "Золотой Век" англоязычной НФ). Ранние произв. цикла объединены в сб. "Я, робот" [I,Robot] (1950; рус. 1964 - опущена заключительная новелла), ставшем классикой жанра. В р-зе "Лжец!" (1941), по подсказке Д.Кэмпбелла сформулированы "Три Закона Роботехники" (сам термин "роботехника" введен в совр. яз. А.), своего рода этическая доктрина для искусственных созданий, призванная подавить "франкенштейнов комплекс" (см. М.Шелли ). Пройдя эволюцию от "няньки" до Президента страны и глобального стратега, предотвратившего ядерную войну - в р-зе ("Конфликт, которого могло не быть", (1950), - этические роботы А. служили удобным полигоном для испытания любой системы морали, построенной на конечном числе постулатов. На квазирелиг. подоплеку цикла указывает яркий образ робопсихолога Сьюзан Келвин (Кальвин) (см. Женщины в НФ), в своих поступках следующей т.н. "протестантской этике". Многочисленные парадоксы, вытекающие из Трех Законов, охватывают сферы религии, политики, психологии. Последующие р-зы цикла составляют сб.: "Остальное о роботах" [The Rest of the Robots] (1964), частично "Человек Двухсотлетия" [The Bicentennial Man] (1976)

и три итоговых -

  • "Все о роботах" [The Complete Robot] (1982),
  • "Сны роботов" [Robot Dreams] (1986); титульная новелла (1986; "Локус " - 87);
  • и "Видения роботов" [Robot Visions] (1990).

Рассказ "Человек Двухсотлетия" (1976; "Небьюла"-76; "Хьюго"-77 ) был переписан (в соавт. с Р.Силвербергом ) в повесть "Позитронный человек" [The Positronic Man]. Кроме того, запоминающаяся пара детективов, человек и робот, действует в дилогии - "Стальные пещеры" [The Caves of Steel] (1954; рус.1969) и "Обнаженное Солнце" [The Naked Sun] (1956; рус. 1969; 1983); объединены в один том-сб. - "Романы о роботах" [The Robot Novels] (1971); первый роман посвящен политич. интригам в перенаселенном мире (см. Андроиды, Демография, Детективная НФ, Криминология, Политика).

Др. значительная серия произв. "раннего" А. - трилогия об эволюции Галактической федерации:

  • "Основание" [Foundation] (1942-44;1951; рус. 1991; др. - "Междуцарствие: Кн. 1. Установление", "Основатели", "Организация", "Академия", "Фонд"),
  • "Основание и Империя" [Foundation and Empire] (1945; 1952; рус. 1991- "Междуцарствие: Кн.2. Установление и империя"; др. - "Основатели и Империя", "Организация и Империя", "Академия и Империя", "Фонд и Империя")
  • и "Второе Основание" [Second Foundation] (1948-50; 1953; рус. 1991- "Междуцарствие: Кн.3. Второе установление"; др. - "Дублеры", "Второй Фонд").

Все три романа выходили также в одном томе - сб. "Трилогия Основания" [The Foundation Trilogy] (1963, рус. 1992; др. - "Академия. Академия и Империя. Вторая Академия", "Основатели. Основатели и Империя. Дублеры", "Фонд. Фонд и Империя. Второй Фонд").

Прототипом послужила знаменитая "История упадка и разрушения Римcкой империи" (1776-1788) англ. иcторика Э. Гиббона, чьи идеи смело, хотя и достаточно прямолинейно перенесены А. на космич. шкалу. Гениальный "психоисторик" (см. Науки воображаемые) Хари Селдон на основании статистического анализа предсказывает близкий распад Империи (со столицей на сверхурбанизированной планете-городе Транторе); события развиваются по его схеме, пока не включается неучтенный "скрытый параметр" (на периферии Империи развертывается активная политич. деятельность мутанта -телепата по прозвищу "Мул") (см. Телепатия).

По жанру политич. детектив на галактическом фоне, серия А. поразила первых читателей грандиозностью масштабов (спец. премия "Хьюго" - 65 за "лучшую НФ серию всех времен"; включена читателями "Локуса " в десятку лучших НФ романов всех времен) и побудила автора к дальнейшей разработке истории будущего (см. Детективная НФ, Политика).

Самым плодотворным для А.-фантаста оказался период 1950-58 гг. В романах "Камешек в небе" [Pebble in the Sky] (1950; рус. 1992 - "Галька в небе"; др. - "Песчинка в небе"), "Звезды как пыль" [The Stars Like Dust] (1951; рус. 1992) и "Космические течения" [The Currents of Space] (1952; рус. 1965-66; 1983); объединены в книгу - "Треугольник" [Triangle]; (1961; др. - "Второй омнибус Айзека Азимова" [A Second Isaak Asimov Omnibus]) детективно-приключенческий сюжет развивается во времена Галактической империи, предшественницы Основания.

Один из лучших романов А. - "Конец Вечности" [The End of Eternity] (1955; рус. 1966) - сложное филос. построение, совмещающее путешествия во времени с моральной проблематикой; в душе героя, принадлежащего к касте "Вечных", управляющих историей с помощью заранее просчитанных "хроноклазмов ", растет чувство вины за вмешательство в ее ход (см. "Прогрессорство "), в конце концов он разрушает "зациклившуюся" Вечность, все более приобретающую черты элитарно-технократической антиутопии (см. Эсхатология); экранизирован (см. "Конец вечности ").

Р-зы А. этого периода представлены в сб.:

  • "Путь марсиан" [The Martian Way] (1955); титульная новелла (1952; рус. 1965; 1966) посвящена планетарной инженерии, созданию запасов воды на Марсе из льда колец Сатурна (см. Солнечная система);
  • "Вполне достаточно Земли" [Earth Is Room Enough] (1957),
  • "Девять завтра" [Nine Tomorrows] (1959).

В этих и поздних сб. - "Приход ночи" [Nightfall] (1969), "Лучшее Айзека Азимова" [The Best of Isaac Asimov] (1973), "Купи Юпитер" [Buy Jupiter] (1975) - продемонстрированы лучшие качества А.-рассказчика: юмор - "Мечты - личное дело каждого" (1955; рус. 1966), "Остряк" (1956; рус. 1968); сдержанный оптимизм - не дождавшись "освобождения площади" (Земля находится на пороге ядерной войны), улетают ни с чем "соискатели" - инопланетяне в р-зе "Сердобольные стервятники" (1957; рус. 1964, 1965; др. - "Добрые стервятники"); меткие футурологические догадки - "Профессия" (1957; рус. 1966); парадоксальные экстраполяции,в частн., проблем космологии и кибернетики - "Бильярдный шар" (1967; рус. 1969; 1990). Гл."героем" р-за "Последний вопрос" (1956; рус. 1982 - "Окончательный ответ"; 1990 - "Последняя проблема") является сверхкомпьютер, останавливающий рост энтропии во Вселенной (см. Астрономия и астрофизика, Космология). В тонкой и человечной новелле "Уродливый мальчуган" (1958; рус. 1964; 1965) юный неандерталец перенесен в будущее - вместе с неизбежными психол. и нравственными проблемами для его воспитателей (см. Дети, Первые люди, Психология, Путешествия во времени); переписан в повесть (в соавт. с Р.Силвербергом) "Дитя времени" [Child of Time] (1991; др. - "Уродливый мальчуган" [The Ugly Little Boy]). На рус. яз. также переведены рассказы.

Многие р-зы включены в сб. -

  • "Путь марсиан" (1966),
  • "Три Закона Роботехники" (1979),
  • "Поющий колокольчик" (1990),
  • "В плену у Весты" (рус. 1991),
  • "Мертвое прошлое" (рус. 1991, тт.1-2),
  • "Избранное" (рус. 1991),
  • "Дуновение смерти" (рус. 1992),
  • "Зеркальное отражение" (рус. 1992),
  • "Конец Вечности" (рус. 1992),
  • "Сами боги" (рус. 1992).
  • Под псевд. Пол Френч А. издал серию детской НФ о приключениях астронавта Счастливчика Старра (см. Освоение космоса):
  • "Счастливчик Старр, космический рейнджер" [David Starr, Space Ranger] (1952, рус. 1991 - "Дэвид Старр, космический рейнджер"; др. - "Космический странник"),
  • "Счастливчик Старр и пираты астероидов" [Lucky Starr and the Pirates of Asteroids] (1953; рус. 1991 - "Лакки Старр и пираты с астероидов),
  • "Счастливчик Старр и океаны Венеры" [Lucky Starr and the Oceans of Venus] (1954; рус. 1991 - "Лакки Старр и океаны Венеры"),
  • "Счастливчик Старр и Большое Солнце Меркурия" [Lucky Starr and the Big Sun of Mercury] (1956; рус. 1991 - "Лакки Старр и Большое Солнце Меркурия),
  • "Счастливчик Старр и луны Юпитера" [Lucky Starr and the Moons of Jupiter] (1957; рус. 1991 - "Лакки Старр и луны Юпитера),
  • "Счастливчик Старр и кольца Сатурна" [Lucky Starr and the Rings of Saturn] (1958; рус. 1991 - "Лакки Старр и кольца Сатурна).

Переводы романов объединены в сб. - "Космический рейнджер" (рус.1991; др. состав - 1992), "Лакки Старр - Космический рейнджер" (рус. 1992).

К детективной НФ относится цикл р-зов о сыщике Дэвиде Урте: "Поющий колокольчик" (1955; рус. 1966), "Ночь, которая умирает" (1956; рус.1965; 1988), "Ключ" (1966; рус. 1972; 1990) и др.; объединены в сб. "Загадки Азимова" [Asimov's Mysteries] (1968). Роман "Дуновение смерти" [A Whiff of Death](1958; др. - "Дельцы смерти" [The Death Dealers]; рус. 1992) - не НФ.

С 1958 г. А. в осн. переключился на науч. популяризацию (спец. "Хьюго "-63 "за подключение науки к НФ"), создав многотомную "Энциклопедию интеллигентного человека". Диапазон его интересов беспрецедентен: от космологии, кибернетики, химии, биологии до философии, истории, комментариев к Шекспиру и Библии. Проблемам будущего посвящен сб. футурологических статей - "Изменение!" [Change!] (1981) и "Грядущие дни: видения 2000-го года из века 19-го" [Futuredays: A 19th Century Vision of the Year 2000] (1986) (см. Футурология). В соавт. с Ф.Полом А. выпустил книгу "экологических рецептов для человечества" "Наша злая Земля" [Our Angry Earth](1991)(см. Экология).

Собственно НФ А. в период 1960-70-х гг. выходит немного. "Фантастическое путешествие" [Fantastic Voyage] (1966) - переписанный сценарий одноим. фильма (см." Фантастическое путешествие "); идея посылки "уменьшенной" команды исследователей в экспедицию по кровеносным сосудам человеческого тела разработана с обычной для А. науч. добросовестностью, хотя мало правдоподобна (см. Медицина, Мозг). Продолжение - "Фантастическое путешествие - II: цель - мозг" [Fantastic Voyage II: Destination Brain] (1987) - получилось даже интереснее. В романе "Сами боги" [The Gods Themselves] (1972; "Хьюго"-73; "Небьюла"-72; рус. 1976; рус. 1976) удачно соединены абстрактные науч. гипотезы (параллельные миры, сообщающиеся посредством черных дыр) с более приземленными проблемами поиска альтернативных источников энергии (см. "Твердая " (естественнонаучная) НФ, Физика).

На 1970-е гг. приходится и нач. рекордного "марафона" А.-антологиста, составителя бесчисленных тематических и ретроспективных ант. НФ (большинство в соавт. с М.Гринбергом); cреди них - 4 вып. "Лауреатов "Хьюго" [The Hugo Winners] (1962-84) (см. "Хьюго ").

Последнее десятилетие ознаменовано для А. нов. пиком работоспособности. На "втором дыхании" писатель-ветеран неожиданно успешно "реанимировал" две старые серии, связав их сюжетные линии воедино в романах: "Край Основания" [Foundation's Edge] (1982; "Хьюго "-83; "Локус"-83; рус. 1993 - "Предел Фонда"), "Роботы рассвета" [The Robots of Dawn] (1983; рус. 1992 - "Роботы Утренней Зари"), "Роботы и Империя" [Robots and Empire] (1985; рус. 1992), "Основание и Земля" [Foundation and Earth] (1986), "Прелюдия к Основанию" [Prelude to Foundation] (1988; рус. 1992); так получила логическое завершение одна из самых впечатляющих историй будущего в НФ. "Немезида" [Nemesis] (1989; рус. 1993) - малоудачный роман о глобальной катастрофе, вызванной приближающимся к Земле астероидом. Вместе с тем, новую премию принесла писателю короткая повесть "Голд" (1991, Хьюго-92); также удачным оказался рассказ "Император Клеон" (1992). С женой Джанет А. написал серию книг детской НФ о роботе Норби:

  • "Норби - необыкновенный робот" [Norby the mixed-up robot] (1983; рус. 1996),
  • "Другой секрет Норби" [Norby's other secret] (1984; рус. 1996),
  • "Норби и пропавшая принцесса" [Norby and the Lost Princess] (1985; рус. 1996),
  • "Норби и захватчики" [Norby and the Invaders] (1986; рус. 1996).

В 1986 г. Ассоциация американских писателей-фантастов присудила писателю титул "Великий мастер".

В последние годы А. все чаще выступал как критик и ред. - "патрон" журнала НФ его имени (Isaac Asimov's Science Fiction Magazine). Его критические статьи включены в сб. - "Азимов о научной фантастике" [Asimov on Science Fiction] (1981), "Граница завтрашнего дня" [The Edge of Tomorrow] (1985), "Галактика Азимова: взгляды на научную фантастику" [Asimov's Galaxy: Reflections on Science Fiction] (1989).

Статья из Энциклопедия Фантастики

Данная статья была взята с Энциклопедии Фантастики.
В Гуру энциклопедии осуществляется проект «Энциклопедия в энциклопедии», целью которого является сохранение оригинального текста статей из Энциклопедии Фантастики.

Если Вы хотите написать новую статью, совпадающую с названием статьи из Энциклопедии Фантастики, обратитесь к администрации сайта.