Академия

Материал из Гуру — мира словарей и энциклопедий
Перейти к: навигация, поиск

Академия - название (по имени мифического афинского героя Академоса или Гекадемоса) местности, расположенной в 2 км к северо-западу от Афин, которую Гиппарх, сын тирана Пизистрата, окружил стеною и назначил для гимнастических упражнений, а Кимон украсил насаждением множества деревьев, для чего сюда проведена была вода. Кроме аллей и приспособлений для гимнастики, А., посвященная Палладе Афине, заключала в себе множество алтарей и святилищ различных божеств. С 388 г. до Р. Х. тенистые аллеи А. служили любимым местом прогулок Платона, который любил здесь беседовать с своими учениками и друзьями и поучать их. Даже после смерти Платона, который был погребен недалеко от А., последняя оставалась средоточием его школы, которая поэтому и получила название академической.

В истории древней философии насчитываются три академических школы: Древняя А., основанная действительными учениками Платона (Спевзиппа, Ксенократ, Полемон и Крантор), Средняя А., основанная около 244 до Р. Х. Аркезилаем, и Новая А., во главе которой около 160 до Р. Х. стал Корнеад. Некоторые исследователи прибавляют к 3 названным еще школу Филона и школу Антиоха, так что в общем насчитывают 5 А. Цицерон, как приверженец академической философии, дал название А. одному местечку на своей вилле при Тускулуме, представлявшему большую крытую залу (портики), окруженную тенистыми аллеями и устроенную самым удобным образом как для бесед с друзьями, так и для уединенного созерцания. Точно так же он дал название "Асаdemia" одной из своих вилл в Кампании между Путеоли и Авернским озером, где он написал свои "Quaestiones Academicae".

С возрождением классических наук в XV в. название академия снова стало употребляться отчасти в применении к ученым обществам, отчасти же к высшим учебным заведениям для наук и искусств. В настоящее время, по крайней мере в Германии, академиями называют преимущественно ученые общества; но часто также это название дается университетам или высшим специальным заведениям (напр. теологическая и философская А. в Мюнстере, частные академии в Фрейберге, Клаустале и Берлине, военная академия в Берлине, и т. д.). В Англии и Северо-Амер. Штатах название Academy употребляется как для учебных заведений, соответствующих приблизительно гимназиям, так и для высших школ для военных и моряков. К последним в Англии принадлежат Naval Academy в Портсмуте и Royal Military Academy в Вульвиче, а в Соединенных Штатах Military Academy в Вест-Пойнте. Во Франции название А. не употребляется для обозначения учебных заведений, а применяется лишь в отношении к учительскому персоналу каждого из 16 учебных округов (с 1871 г. лишь 15), на которые Франция была подразделена в учебном отношении в 1857 г. В дальнейшем применении А. называют и такие заведения, которые посвящены преподаванию различных искусств; таковы академии для драматического искусства, для живописи, ваяния, строительные академии (см. Академия художеств). Точно так же присваивают себе название А. такие общества, которые занимаются исполнением музыкальных произведений, как, напр., Académie nationale de musique в Париже, Academies of music или оперные театры, устроенные в 1854 г. в Нью-Йорке и в 1856 г. в Филадельфии, певческие и филармонические академии в Германии. Иногда даже преподаватели езды верхом, фехтования, танцев и плавания присваивают название А. своим заведениям, так же как и наездники, акробаты и другие бродячие артисты. Во Франции, наконец, даже игорные дома носят иногда название А., отчего нередко сочинения, трактующие об играх и их правилах, носят название "Acad émie des jeux".

Академии[править]

Академии - в значении ученых обществ бывают или частные, так называемые свободные А., или основанные и содержимые на счет государства публичные институты. И те и другие сходны в том, что занимаются наукою не для практических целей, а для нее самой. Первою академиею подобного рода был основанный Птоломеем I музей в Александрии. По образцу его евреи с конца I в. стали устраивать свои А. в Ябне и Тивериаде в Палестине, в Нагардее, Суре и Пумбедите в Месопотамии и Вавилонии, служившие рассадниками талмудической учености, а позднее подобные заведения стали устраивать в своих резиденциях и арабские халифы, как, напр., Аль-Манзор и Аль-Мамун. Основанная Карлом Великим по совету Алкуина академия распалась после смерти императора. В продолжение следующих столетий на Западе мы не находим и следа академий. Наука и ученость укрывались в монастырях. Академия изящных искусств, основанная во Флоренции (1270) Брунетто Латини, учрежденное Фридрихом II Сицилийским в Палермо1300 г.) общество для занятий итальянской поэзией и основанная в 1323 г. в Тулузе Acad é mie des jeux floraux посвящались лишь поэзии и искусству стихосложения. Только с возрождением науки и искусства, с половины XV в., в противоположность церковной и монастырской замкнутости и степенности стали возникать общества ученых и научно образованных людей, стремившихся к более свободному общению умов. Первым из таких обществ с гуманистической тенденцией следует считать основанную в 1433 г. в Неаполе Ант. Беккаделли из Палермо академию, достигшую особенного процветания благодаря Г. Г. Понтано и потому обыкновенно называемую Academia Pontaniana. Но еще более важное значение имела Academia Platonica во Флоренции, учрежденная в 1474 г. Лоренцо Медичи и считавшая в числе своих членов таких лиц, как Марсилиус Фицинус, Пико делла Мирандола, Макиавелли и Анджело Полициано. Она занималась преимущественно философией Платона, облагорожением итальянского языка и изучением Данте и служила образцом для многих других обществ подобного рода, образовавшихся в течение XVI в. во всех более значительных городах Италии. Академия эта, однако, просуществовала лишь до 1521 г. Преимущественно очищению и облагорожению итальянского языка посвятила себя Academia della Crusca, основанная в 1582 г. во Флоренции поэтом Граццини и приобретшая большое влияние благодаря изданному ею словарю. Ученые цели преследовала основанная в 1560 г. в Неаполе Academia secretorum naturae для изучения естественных наук, скоро, однако, подавленная церковью. По образцу ее была учреждена князем Чези в 1609 г. Academia de' Lincei в Риме, к членам которой принадлежал и Галилей; она закрылась после смерти Чези (в 1632). Кроме того, заслуживают упоминания относящиеся к тому периоду Academia antiquaria в Риме, основанная в 1498 г. Помпонием Лэтом, но подвергшаяся преследованиям папы Павла II за ересь и языческое направление, и Филологическая академия, учрежденная Алдом Мануцием (см. это сл.) в 1495 г. в Венеции, принесшая много пользы критическим изданием древних классиков. Все эти многочисленные общества в Италии были свободные А., хотя и покровительствуемые часто государями, но не содержимые на счет государства. Из Италии вместе с гуманизмом А. перешли и в другие страны Европы. Так, в 1490 г. Иог. Клем. фон Дальберг по побуждению Конрада Цельтеса основал в Вормсе императорскую Sodalitas Celtica или Rhenana, a сам Конрад Цельтес около того же времени учредил Sodalitas literaria Danubiana, с 1498 г. перенесенную в Вену. В то время как A. della Crusca (см. это сл.) послужила образцом для немецких лингвистических обществ XVII в., естественно-научные общества дали образец Royal Society of London (учрежденному в 1645 г. как частное общество) и германской Леопольдино-Каролинской академии.

Франция[править]

Во Франции понятие Академии получило очень важное значение после того, как Ришелье в 1635 г. превратил скромное частное общество в национальное учреждение, Acad émie Franç aise, которая впоследствии, во время революции, была соединена с другими родственными учреждениями под общим названием Institut de France. Это блестяще содержимое на счет государства, но подвергавшееся сильному влиянию правительства и двора национальное учреждение оказывало глубокое влияние на развитие классического направления в литературе Франции. По образцу его впоследствии стали устраиваться академии в столицах остальных европейских государств, из которых некоторые также получили характер национальных центральных институтов. Таковы, напр., академии в Мадриде, Лиссабоне, Стокгольме и Петербурге. В Англии, Испании и Германии академии не получили такого национального характера, так как и политические условия, и особенные условия научного развития не способствовали здесь централизации. Хотя в Германии, с одной стороны, это обстоятельство повело к довольно вредному в некоторых отношениях раздроблению сил и средств, но зато, с другой стороны, оно же и охраняло независимость и разносторонность немецкой науки. Что касается организаций А., находящихся под покровительством и содержимых на средства государства, то одни из них в своих разветвлениях следуют образцу Парижской академии, другие же, как, напр., немецкие, имеют особенное устройство. Немецкие А. обыкновенно распадаются на 2 или на 3 класса, из которых по крайней мере один класс назначается для математических и систематических наук, а другой - для философии, филологии и истории. Члены А., в большинстве случаев получающие жалованье, обыкновенно бывают действительные, почетные и члены-корреспонденты, причем для своих занятий избирают известную отрасль науки, либо сами, либо по назначению правительства. Работы членов прочитываются на периодических собраниях и потом печатаются в "Записках" А. (лат. Acta, Commentarii, итал. Atti, Memorie, франц. M è moirs, англ. Transactions). Кроме того, для разрешения трудных, еще мало исследованных вопросов науки членами предлагаются темы на премию. Более короткие доклады, отчеты о ходе заседаний, сведения об управлении и персонале, корреспонденции и т. п. сообщаются публике в особых периодических изданиях А., или ее протоколах (англ. Proceedings, фр. Bulletins, Comptes rendus). Надо, однако, заметить, что многие учреждения, будучи академиями по характеру, не носят этого названия, а называются просто учеными обществами и что, с другой стороны, название А. применяется к таким ученым обществам, которые по своему характеру вовсе не могут быть причислены к А. - См. Гримм, "Ueber Schule, Universit ä t, Academie" (Берл., 1850).

Самые важные из ныне существующих академий суть следующие: во Франции, наряду с упомянутым уже Institut de France (см. это сл.) с его пятью отдельными А., существуют многочисленные ученые общества в провинциях, по большей части носящие название Acad é mie des sciences, belles-lettres et arts и отчасти занимающиеся также, в качестве отдельных отраслей, агрикультурою и исследованием древностей. Из них особенно замечательны А. в Анжере, Бордо, Клермон-Ферране, Каене, Лионе, Дижоне, Лилле, Амьене, Аррасе, Марселе, Реймсе, Тулузе, Нанси (Acad é mie de Stanislas), Руане и Орлеане; все они издают свои "M é moires". Отчет о трудах, напечатанных в изданиях А. и ученых обществ во Франции по вопросам истории, археологии и филологии, дает "Revue des soci étés savantes des dé partements". В Испании, кроме Real Academia espa ñ ola, основанной в 1713 г. Филиппом V для улучшения и разработки кастильского языка, существуют еще в Мадриде Real Academia de la historia, основанная в 1738 г. и учрежденная в 1847 г., Academia real de ciencias, распадающаяся на 3 отдела (точных, физических и естественных наук). Кроме того, по образцу французского института здесь с 1858 г. учреждена еще Real Academia de ciencias morales y politicas. Ученые общества в провинциальных городах не имеют значения. В Португалии существует Academia real des sciencias, учрежденная в 1779 г. и реорганизованная в 1851 г.; она распадается на два отдела и отличается большою деятельностью. Из А. Италии, устроенных по современному образцу, кроме Crusca (см. это сл.), замечательны: 1) Academia reale delle scienze в Турине, основанная в 1757 как частное общество, но с 1783 г. ставшая королевским институтом; она много содействовала развитию математических и физических наук; с 1759 г. издает свои записки, сначала под названием "Miscellanea philosophica-mathematica", потом "M é moires de l'academie", a с 1818 (по 23) "Memorie della R. Academia", a с 1865 г. публикует и отчеты о своих заседаниях под названием "Atti"; 2) Reale Istituto Lombardo di scienze, lettere ed arti в Милане, основанный в своем теперешнем виде в 1838 г. одновременно с 3) Istituto Veneto; 4) Academia di scienze, lettere ed arti в Падуе, сущ. с 1779 г.; 5) Ateneo di scienze e belle lettere в Брешии - с 1801 г.; 6) Istituto di Bologna, основан. в 1712 и возобновленный в 1829 г. папою Пием VIII; 7) Societ à Italiana delle scienze в Модене; 8) Академия Аркадийцев (см. это сл.) в Риме; 9) Academia de nuovi Lincei, там же, учрежденная 3 июля 1847 г. папою Пием IX; 10) Academia del Cimento во Флоренции, учрежденная в 1657 г.; тут же с 1752 г. существует и Academia dei Georgofili, хотя и посвященная лишь сельскому хозяйству, но издающая важные "Atti"; 11) Nuo va Società Reale (преобразов. в 1861 г.) в Неаполе, издающая "Atti" и "Rendiconti".

Англия[править]

Англия, собственно, не имеет А. в том смысле, какой придается им на материке, но к ним можно причислить по важности его деятельности уже упомянутое Royal society of London (учр. в 1663 г.), которое до 1880 г. уже успело издать 90 томов своих "Philosophical Transactions" и с тех пор ежегодно издает по новому тому. Основанная в Дублине в Ирландии в 1782 г. Royal Academy of sciences, состоящая по большей части из членов университета, также издает "Transactions" и (с 1836 г.) "Proceedings". В Бельгии на первом плане стоит Acad é mie royale des sciences, des lettres et des beaux-arts в Брюсселе1816 г.), преобразованная в 1845 г.; она распадается на 3 отдела (наук, изящной литературы и нравственных и политических наук) и издает "M émoires", "Mémoires couronnés et Mémoires de savants é trangers", "Bulletins" и "Annuaires". В Нидерландах в 1808 г. был учрежден королем Людовиком Koninglijke Nederlandsche instituut van wetenschappen, letterkunde en schoone kunsten в Амстердаме, превращенный в 1852 г. в Akademie van wetenschappen и издающий "Verhandelingen" и "Verslagen en Mededeelingen". Кроме того, следует еще упомянуть: Maatschappij der wetenschappen в Гаарлеме (учр. в 1752 г.), Zeeuws c h genootschap der wetenschappen в Миддельбурге, сущ. с 1768 г., Provinciaal genootschap van Kunsten en wetenschappen, сущ. с 1777 г. в Утрехте, Bataviaasch genootschap в Роттердаме, основ. в 1773 г. Дания обладает национальною академией, носящей название Det Kongelige danske Videnskabernes Selskab, учрежденной в 1742; она издает очень ценные записки ("Skrifter", "Afhanlinger"). В Норвегии существует Kongelige norske Bidenskabernes Selskab в Дронтгейме, учрежд. в 1760 г., и основанное в 1857 г. в Христиании Bidenskabs-Selskab, издающее "Forhandlinger". Швеция обладает в Стокгольме тремя А.: 1) Konglika Svenska Vetenskaps Akademien, учрежд. в 1739 г. графом Гепкеном и Линнеем, вновь преобразованная в 1820 г. и с самого начала издающая свои "Handlingar", а в последнее время и "Arsber ä ttelser"; 2) Konglika Svenska Vitterhets-Akademie, учрежденная в 1739 г. в Дротнинггольме, а в 1786 г. устроенная по образцу Парижской академии надписей и переведенная в Стокгольм; также издает "Handlingar"; 3) Svenska Akademien, учрежденная в 1786 г. для усовершенствования шведского языка. Ценные "Nova acta" издает с 1773 г. в Упсале Regia societas scientiarum. В Финляндии Societas scientiarum Fennica в Гельсинфорсе с 1842 г. издает "Acta" и с 1853 г. "Ofversigter". В России план Императорской Академии наук был составлен еще Петром Великим и выполнен в 1725 г. В 1841 г. с ней соединена была и основанная в 1783 г. Академия для изучения русского языка; последняя публикует свои труды на русском языке, а первая - на французском или немецком (см. ниже).

Германия[править]

В Германии замечательнейшие учреждения этого рода - следующие: 1) Леопольдино-Каролинская академия естествоиспытателей, основ. 1 января 1652 г. врачом Баушем в Швейнфурте под названием Academia naturae curiosorum, которое потом было изменено в честь Леопольда I, особенно покровительствовавшего ей, в Caesarea-Leopoldina naturae curiosorum и с 1818 г. помещающаяся в Бонне. Вообще помещение этой академии зависит от местожительства ее президента (с 1830 г. при президенте Неес фон Эзенбек она находилась в Бреславле, с 1858 г. при Кизере в Иене, с 1862 г. при Карусе в Дрездене, а с 1869 г. при Бене в Гамбурге). Помещение библиотеки обыкновенно тоже менялось при назначении нового президента, но с 1862 г. окончательно устроилось в Дрездене. Записки Академии выходили под различными заглавиями: "Miscellanea curiosorum" (1705 и сл.), "Ephemerides" (1722 и след.), потом под названием "Acta", a с 1757 г. "Nova Acta". Официальным органом ее с 1859 г. служит "Leopoldina". См. Неес ф. Эзенбек, "Vergangenheit und Zukunft der kaiserl. Leopoldinisch-Karolinischen Akademie der Naturforscher" (Бресл., 1851). 2) Академия наук в Берлине, учрежденная в 1700 г. королем Фридрихом I по инициативе и плану Лейбница, но открытая лишь в 1711 г. Первым ее президентом был Лейбниц. При Фридрихе Вильгельме I она утратила было свое значение, но в 1744 г. была восстановлена Фридрихом Великим с новым блеском под председательством Мопертюи. В 1812 г. Фридрих Вильгельм III преобразовал ее; с тех пор она разделяется на 4 отделения (математ., физич., философ. и историко-филолог. наук). Члены ее бывают действительные, иностранные, почетные и члены-корреспонденты. Берлинская академия издает "Abhandlungen" (до 1803 г. носившие название "M é moires" и "Nouvelles m é moire") и "Monatsberichte". Из трудов, изданных при ее участии и содействии, особенно замечательны "Corpus inscriptionum graecarum" Бека (1828-59), "Corpus inscriptionum latinarum" (с 1863 г.), "Corpus inscriptionum atticarum" (с 1873) и "Monumenta Germaniae" (с 1874). 3) "Королевское общество наук" (K ö nigliche Gesellschaft der Wissenschaften) в Геттингене, учрежденное в 1750 г., состоящее в тесной связи с университетом и также издающее свои "Abhandlungen" (до 1837 г. - "Commentationes") и "Gelehrte Anzeigen". 4) Королевско-Баварская академия наук в Мюнхене, учрежденная в 1759 г. преимущественно для исторических исследований, издававшихся в "Monumenta Boica". В 1809 г. круг ее деятельности был расширен, в 1829 г. она получила свое теперешнее устройство и с тех пор имеет 3 отделения (филос.-филолог., физико-матем. и исторических наук). В связи с ней (с 1852 г.) находятся естественно-техническая и историческая комиссии, занимающиеся также и литературой. Сама Академия издает "Abhandlungen" и Sitzungsberichte". 5) Королевско-Саксонское общество наук в Лейпциге, открытое 1 июля 1856 г., имеющее 2 отделения - физико-математическое и историко-филологическое и издающее "Abhandlungen" и "Веrichte". В связи с ней находится учрежденное еще в 1768 г., но начавшее свою деятельность лишь с 1774 г. Княжеско-Яблоновское общество наук, назначающее премии за сочинения по истории Польши, народному хозяйству, физике и математике и издающее премированные сочинения. 6) Учрежденная 10 июля 1754 г. Академия общеполезных наук (Akademie gemeinn ütziger Wissenschaft en) в Эрфурте, издающая "Jahrb ücher".

Австрия[править]

В Австрии самая значительная А. - это учрежденная 30 мая 1846 г. Императорская Академия наук в Вене; она распадается на математическо-естественное и историко-философское отделение и уже издала целый ряд томов своих "Denkschriften" и "Sitzungsberichte". Составленная из членов Академии историческая комиссия, между прочим, начала и издание "Fontes rerum austriacarum" и "Monumenta Habsburgica". Сюда примыкает и учрежденное в 1754 г. естествоиспытателем Игнацем Бора Чешское общество наук (B ö hmische Gesellschaft der Wiss.) в Праге, также выпускающее в свет "Abhandlungen" и "Sitzungsberichte". В немецких землях австр. монархии существуют еще (с 1872) Акад. наук в Кракове и Венгерская акад. наук в Будапеште. После многочисленных проектов и попыток последняя была учреждена в 1825 г. во время Пресбургского рейхстага, после того, как граф Стефан Чехени (см. это сл.) пожертвовал с этою целью сумму в 60000 фл., и открыла свою деятельность 14 февр. 1831 г. Задача ее состоит в том, чтобы разрабатывать и распространять науку на мадьярском языке. Она состоит из 3 отделений: филологических, историко-философско-политических и математическо-естественных наук. А. издает "Monumenta Hungariae historica"; при ее содействии выходит также "Ungaris c he Revue" и "Litterarische Berichte aus Ungarn" (Hunfalvy). Наконец, в Аграме находится Jugoslavenska Akademya znanosti i umjetnosti, издающая с 1867 г. свои записки под заглавием "Rad". В Сербии Болгарская академия (Uceno drustvo) с 1847 г. издает "Glasu ik".

Мусульманский Восток по образцу Запада имеет два института, претендующих на название А. Старейший из них (Endsch ü meni Danieh) был открыт в 1851 г. правительством в Константинополе, но до сих пор не подавал еще никаких признаков жизни. Второй же, учрежденный в 1859 году Саидом-пашой в Александрии Institut Egyptien, с 1862 г. приступил к изданию довольно содержательных "M é moires" и "Bulletins". Из учреждений подобного рода в других неевропейских странах следует упомянуть: в Северной Америке, кроме Smithsonian Institution (см. это сл.), еще American Philosophical Society в Филадельфии, старейшее в Америке (сущ. с 1769 г.), American Academy of arts and sciences в Бостоне (с 1780 г.), Connecticut Academy of arts and sciences в Ньюгавене (с 1799 г.) и Соlumbi a Institute в Вашингтоне (с 1821 г.) под председательством президента штатов; в марте 1863 г. ко всем этим учреждениям прибавилась еще National Academy of sciences, основанная по грандиозному плану и признанная всем Союзом национальным институтом. Последняя распадается на 2 отдела: физико-математического и естественно-научного, из которых каждый в свою очередь распадается на несколько секций. В австралийских колониях Англии замечательною научною деятельностью отличается Royal Society of Victoria (прежде назыв. Philosophical Institute). То же самое можно сказать и про существующее уже с 1781 г. в Батавии "Genootschap van kunsten en wetenschappen", оказавшее большие услуги в деле исследования природы и населения Южной и Восточной Азии. Ср. Ученые общества.

Академии духовные православные[править]

Академии духовные православные (в С.-Петербурге, Москве, Киеве и Казани) - имеют целью доставлять высшее богословское образование в духе православия для просвещенного служения церкви на пастырском, духовно-учебном и других поприщах деятельности. По действующему уставу 1884 г. в академиях преподаются науки богословские, исторические, церковно-практические, философские и словесные, также древние и новые языки; большая часть их обязательна для всех студентов. Академии имеют право предоставлять ученые степени доктора, магистра и кандидата богословских наук. Преподавание ведут профессора ординарные и экстраординарные, доценты и лекторы новых языков. Академии, состоя в главном заведовании Св. Синода, находятся под начальственным попечением местных епархиальных архиереев и управляются при ближайшем наблюдении и руководстве ректора - лица духовного сана, преимущественно монашествующего, - советом и правлением из профессоров: ведению совета подлежат дела, касающиеся учебной и ученой части, правление заведует хозяйственными делами. Главное наблюдение за ходом академических дел принадлежит ректору, которому предоставляется право в случае надобности делать внушения и замечания всем вообще должностным лицам академии. Во всех академиях имеются библиотеки, состав которых приспособлен к потребностям высшего богословского образования. В академии принимаются окончившие курс наук в духовных семинариях и классических гимназиях, по поверочному испытанию. Студенты помещаются в академических зданиях на казенном содержании; своекоштные студенты допускаются только в качестве пансионеров и живут вместе с казеннокоштными студентами. Наблюдение за поведением студентов принадлежит инспектору, предпочтительно имеющему духовный сан, и его помощникам. Со времени преобразования духовных училищ в 1808 году устав духовных академий был неоднократно изменяем: по уставу 1814 г. в круг академического преподавания входили, между прочим, физика и математика; академиями управляли - ректор, конференция и правление; высшее управление принадлежало сперва комиссии духовных училищ, а с 1 8 39 г., после упразднения последней, сосредоточено было в Синоде. Профессора и бакалавры преподавали науки применительно к рекомендованным учебным пособиям и программам. Уставом 1869 г. расширены были права академических советов, возвышены требования по отношению к условиям избрания профессоров, предметы преподавания разделены на три группы: богословскую, церковно-историческую и церковно-практическую, выбор которых предоставлен был студентам; допущены были наряду с казеннокоштными студентами своекоштные, жившие вне академий, и так. обр. число студентов значительно возросло. Публичные диспуты - докторские и магистерские - оживляли академическую деятельность, и ученая производительность академий сильно поднялась. Устав этот был в силе до 1884 г. Действующий ныне академический устав с объяснительною к нему запискою напечатан отдельно.

Старейшая из всех академий - киевская, за нею следуют - московская, с.-петербургская и казанская.

Киевская духовная[править]

Киевская духовная академия первоначально явилась в 1615 г. в виде Киево-братской школы, предназначенной для изучения классических языков, риторики, богословия и некоторых предметов элементарного образования. Киевский митрополит Петр Могила возвел эту школу на степень высшего учебного заведения, известного под названием Киево-Могилянской коллегии (1631-1701 г.). По своему основному характеру коллегия эта напоминает иностранные коллегии и академии, в которых обучался сам П. Могила. Здесь преподавались: языки - славянский, греческий и латинский, нотное пение, катехизис, арифметика, поэзия, риторика, философия и богословие; ученики делились на восемь классов: аналогия, или фара, инфима, грамматика, синтаксима, пиитика, риторика, философия и богословие. Кроме изучения этих предметов, воспитанники каждую субботу упражнялись в диспутах. Начальствующими лицами были: ректор, префект (инспектор и эконом) и суперинтендант (надзиратель за благочинием воспитанников); из числа деятелей этой коллегии пользуются наибольшею известностью: Иннокентий Гизель, Иоасаф Кроковский, Лазарь Баранович, Иоанникий Голятовский, Антоний Радзивиловский, Гавриил Домецкий, Варлаам Ясинский, св. Димитрий Ростовский (Туптало), Стефан Яворский, Феофилакт Лопатинский, Феофан Прокопович, св. Иннокентий Кульчинский и Гавриил Буянинский. В 1701 году коллегия переименована в академию, и круг наук расширен: введены языки французский, немецкий и еврейский, естественная история, география, математика; некоторое время преподавались также архитектура и живопись, высшее красноречие, сельская и домашняя экономия, медицина и русская риторика. Число преподавателей к концу XVIII в. доходило до 20 и более; в академической библиотеке было более 10000 книг. Богословие с 1759 г. преподавалось по системе Феофана Прокоповича, риторика по руководству к красноречию Ломоносова, остальные предметы главным образом по иностранным руководствам. Внешнее благосостояние академии на первых порах было незавидно. Студенты, число которых доходило до 500, отчасти содержались на монастырские средства, отчасти сами собирали по городу пожертвование деньгами, пищею и дровами; расходились по городам и селам Киевской и Черниговской губерний для сбора подаяний, причем пели свящ. стихи перед окнами домов. Перед праздниками Рождества Христова и Пасхою ходили с звездою, вертепом и райком. В летнее время собирались в странствующие группы и рассеивались по разным местностям для того, чтобы пением кантов, представлением драм, трагедий и комедий, произнесением стихов и речей, отправлением служб в приходских церквах добывать себе пропитание. Пожертвование от Двора, духовных особ, вельмож и гетманов несколько облегчали участь бедняков. С конца XVIII в. правительство стало ассигновать особые суммы на содержание академии. Киевская академия имеет важное значение в истории русского просвещения XVIII в. Отсюда вышло значительное число деятелей на разных поприщах общественного служения: воспитанники ее становились учителями в московской Славяно-греко-латинской академии, петербургской Александро-Невской семинарии и Казанской академии; они устроили вновь многие семинарии. Некоторые из воспитанников Киев. акад. продолжали свое образование за границей, многие поступали в Моск. университет, медико-хирургические училища; иные учреждали народные школы, служили по дипломатической и административной части. В 1817 г. академия была закрыта и открыта вновь в 1819 г. в том же братском монастыре, на началах устава 1814 года. При академии издается журнал "Труды Киевской духовной академии", где печатаются переводы творений отцов церкви, преимущественно западных, и оригинальные статьи. В библиотеке находится значительное число древних славянских рукописей. В 1872 г. учреждено здесь церковно-археологическое общество и музей церковных древностей, - обширнейшее из учреждений этого рода в России. Литература: Иером. Макарий Булгаков, "Ист. Киевской духовной академии" (С.-Петерб. 1843), В. Аскоченский, "Киев с древнейшим его училищем академиею" (ч. I-II, Киев, 1856); его же "История Киевской духовной академии по преобразовании ее в 1819 году" (С.-Петерб., 1863); И. И. Малышевский, "Историческая записка о состоянии Киевской дух. академии в минувшее пятидесятилетие" ("Труды Киев. дух. акад.", 1869 г., т. IV); Н. И. Петров, "О словесных науках и литературных занятиях в Киев. дух. академии от начала ее до преобразования в 1819 г." ("Труды К. д. акад." 1866-1868 гг.); М. Линчевский, " Педагогия древних братских школ и преимущественно древней Киевской академии" ("Труды К. д. акад. 1870 г.); С. Голубев, "История Киевской духовной академии, вып. 1; период домогилянский" (Киев, 1886).

Московская духовная[править]

Московская духовная академия. В истории ее различаются четыре периода. В 1685 г. явились в Москву Иоанникий и Сафроний Лихуды и открыли сперва в Богоявленском монастыре, потом в Заиконоспасском школу, в которой преподавались грамматика, пиитика, риторика, логика и физика на латинском и греческом языках. Это была в зародыше Славяно-греко-латинская академия с схоластическим направлением преподавания. Начало школы совпадает со временем известного спора о пресуществлении св. даров, в котором видную роль играли ее организаторы; памятниками их полемической и учебной деятельности служат многочисленные сочинения (Ф. Г. Миркович, "О времени пресуществления св. даров. Спор, бывший в Москве, во второй половине XVII в.". Вильна 1886). Место Лихудов в школе заняли ученики их - Николай Семенов и Федор Поликарпов; латинский язык был изгнан из школы. Но с переходом школы в ведение Палладия Роговского академия склоняется к западному просвещению и остается таковою во все продолжение второго периода (1700-1775). Сам руководитель школы окончил образование на Западе и был некоторое время униатом; этому направлению содействовала и воля Петра I, и сочувствие образованных людей того времени (Стефан Яворский) к западному образованию. Наставники, а нередко и ученики, вызывались из Киева; науки преподавались на латинском языке. Во главе академии стояли ректор и префект; первый наблюдал гл. обр. за наставниками и преподаванием, второй - за учениками. Предметы преподавания: богословие, философия по Аристотелю, физика, метафизика, психология, метеорология, риторика. Наставники академии, кроме преподавания, производили испытание лицам, определяемым на священно- и церковнослужительские места, проповедовали, равно как и ученики богословия, в церквах; проповеди эти не свободны от приемов схоластических, но под влиянием Феофана Прокоповича и Стефана Яворского в некоторых из них заметна живость изложения и свобода мысли; принимали участие в исправлении славянского перевода Библии (1712-1747 г.); ректоры и префекты рецензировали духовные сочинения и переводы, увещевали иноверцев, раскольников и отступников от веры. Ученики набирались из духовного сословия, из дворян и разночинцев, иногда посредством принудительных мер; в числе учеников бывали священники, диаконы, церковнослужители и монахи. Даровитейшие проходили академический курс в 12-13 лет; иные же в продолжение 15-ти лет едва достигали философского класса; бывали случаи, когда ученики учились по 20 лет и в одном классе оставались по 10 лет. В этой академии получили, образование многие из известнейших деятелей XVIII в.: митр. Гавриил, Феофилакт Горский, Бантыш-Каменский, кн. А. Д. Кантемир, Костров, Ломоносов. - Цветущий период академии - 1775-1814 гг., под протекторатом митр. Платона. Историк академии так характеризует это время: "Круг наук при митр. Платоне значительно распространился, введены новые предметы учения (церковная и гражданская история, русская церк. история, церк. право, пасхалия, физика в новой постановке, история философии, медицина, церков. устав и пение, новые языки), появились новые учебные руководства, дух схоластики потерял силу и уступил место светлому воззрению на предмет. Зная по собственному опыту всю тяжесть систем, которым время и привычка усвоили права первенства, Платон признал нужным ввести великорусский элемент в науку и оставить заимствование света учения от инуду. Имея много ученых людей вокруг себя, он положил конец вызову умных из Киева, отстранил их системы, дотоле бывшие образцами для московских богословов и философов, и образовал по своей мысли академию, сообщив ей все средства к приобретению новых знаний". Maтериальные средства академии были усилены, содержание наставников улучшено, для учеников устроена бурса, библиотека увеличена. Побеги и укрывательства учеников прекратились. Целый ряд проповедников и ученых, вышедших из этой академии, свидетельствует о ее благоустройстве во времена митр. Платона. В 1814 г. Моск. академия была преобразована и переведена в Троице-Сергиеву лавру. Новая академия немало потрудилась в разработке богословских, церковно-исторических и философских наук; также в переводе творений отцов церкви на русский язык. Труды эти напечатаны в академическом журнале: "Творения св. отцов. Прибавления к творениям Св. отцов". В академической библиотеке хранится значительное число старинных рукописей, преимущественно славянских. При академии существует Церковно-археологическое общество. Литература: С. Смирнов, "История московской Славяно-греко-латинской академии" (Моск., 1885); его же, "История Москов. дух. академии до ее преобразования 1814-1870 (Москва, 1879); H. Каптерев, "О греко-латинских школах в Москве в X V II в. до открытия Славяно-греко-латинской акад." ("Прибавл. к твор. св. отцов", 1889 г., т. IV; ср. там же ст. И. Корсунского "Труды Моск. дух. академии по переводу св. Писания и творений св. отцов на русский язык").

Санкт-Петербургская духовная[править]

С.-Петербургская дух. академия. В 1721 году по высочайшему повелению учреждена была при Александро-Невском монастыре славянская школа для обучения азбуке, письму, псалтири, арифметике, грамматике и толкованию евангельских блаженств. В 1726 г. она переименована в славяно-греко-латинскую семинарию с преподаванием богословия, философии, риторики, красноречия, истории, географии, древних и новых языков. Ученики набирались из разных сословий; число их доходило до 100; они писали и произносили проповеди и упражнялись в диспутах; отсюда они выходили в епархиальное ведомство, в русские миссии в иностранных государствах, в университет при Академии наук, в коллегию иностранных дел, в комиссию об учреждении народных училищ в России, в московский и иностранные университеты. Из ректоров и преподавателей семинарии более известны: Гавриил Кременецкий (митрополит Киевский, † 1783), Вениамин Краснопевков - автор "Новой Скрижали" († 1811), Амвросий Зертис-Каменский († 1771), Арсений Верещагин († 1779), Николай Музовский († 1848). В 1788 г. семинария эта переименована в главную семинарию, куда вызывались лучшие воспитанники из других семинарий, и круг предметов преподавания восполнен церковною историею, механикою, естественною историею и опытною физикою. В числе катехизаторов семинарии в это время были известные проповедники Анастасий Братановский и Феофилакт Русанов, а в числе учеников и потом префектов M. M. Сперанский. Семинария помещалась в Феодоровском корпусе Александро-Невской лавры. Спустя 9 лет главная семинария преобразована в Александро-Невскую академию по проекту митрополита Гавриила, измененному и дополненному митр. Амвросием: введено вновь преподавание медицины, музыкальные и поэтические упражнения вне классов, библиотека расширена и приведена в порядок, устроены кабинеты - физический и минералогический. В это время был здесь профессором Евгений Болховитинов (митропол. Киевский, † 1837). В 1809 г. на смену Александро-Невской академии явилась С.-Петербургская духовная академия - первое высшее духовно-образовательное учреждение по преобразовании духовных училищ. Учебное дело получило правильную организацию: точно определены границы преподавания, указаны учебные пособия, избраны опытные наставники и в числе их архиеп. Феофилакт Русанов и иеромонах Филарет Дроздов, впоследствии митрополит Московский. Все науки разделены на коренные и вспомогательные. Введены ученые степени доктора, магистра и кандидата богословия. С 1821 г. академия стала издавать журнал "Христианское чтение", в состав которого входили творения отцов церкви в переводе на русский язык, рассуждения о христианской религии вообще, изъяснение правосл. вероучения, церковное красноречие, духовная история, назидательные размышления и христианская библиография. Переведены: беседы И. Златоуста, сочинения исторические Евсевия Памфила, Сократа, Созомена, Феодорита, Евагрия, Феодора чтеца и Филосторгия; сочинение о церковной иерархии, приписываемое Дионисию Ареопагиту, сочинения Софрония, Германа, Максима Исповедника, Феодора Студита, Симеона Сопунского, Марка Ефесского, Николая Кавасиллы и Паисия. Академия принимала участие в переводе Св. Писания на русский язык, перевела сочинения византийских историков: Никиты Хониата, Георгия Пахимера, Никифора Григоры, летопись Георгия Акрополита; также древние литургии восточные и западные. В 1858 г. в Академию поступили две библиотеки рукописей - новгор. Соф. собора и Кириллова монастыря; с 1875 г. издается при Академии журнал - "Церковный вестник"; в 1879 году устроена коллекция предметов церковных древностей. - Литература: И. А. Чистович, "История С.-Петербургской духовной академии" (СПБ. 1857); его же " С.-Петебургская дух. академия за последние 30 лет (1858-1888 гг.)" (СПб., 1889); Ростиславов, "С.-Петербургская дух. академия до графа Протасова" ("Вестн. Европы", 1872 г.); его же "С.-Петерб. дух. академия при гр. Протасове" ("Вестн. Евр.", 1883 г.).

Казанская духовная[править]

Казанская духовная академия. Основанная в 1723 г. в Казани архиерейская элементарная школа была преобразована в 1732 г. в семинарию по образцу Киевской духовной академии, доставившей сюда и первых учителей. В ней преподавались риторика, философия и богословие, а в конце XVIII в. также история, география, математика и новые языки. В 1797 г. семинария преобразована в академию с высшим богословским курсом в духе того времени; в силу местных нужд преподавался здесь и татарский язык. Для пополнения образования воспитанники академии посещали университет, где слушали лекции по предметам, не преподававшимся в академии. В 1818 г. академия была закрыта. Открытие ее вновь последовало в 1842 году, сперва в Спасском монастыре, потом в особом загородном помещении. Общий строй академической жизни определялся уставом 1814 г., общим для всех духовных академий; отличительную черту составляло вызванное местными потребностями преподавание языков турецко-татарского, арабского, монгольского и калмыцкого. В 1854/5 г. открыты здесь миссионерские отделения против раскола, мохаммеданства, буддизма, чуваш и черемисов. С 1855 г. издается при академии журнал "Православный собеседник", в котором помещаются переводы святоотеческих творений и оригинальные статьи по предметам академического преподавания. В академической библиотеке находится до 2000 славянских рукописей, перемещенных сюда из Соловецкого монастыря. По уставу 1884 г. в академии казанской полагается группа предметов миссионерских, подразделяющаяся на отделы татарский и монгольский. Литература: А. Благовещенский, "История старой Казанской духовной академии (1797-1818 гг.)" (Казань, 1876); Ап. Можаровский, "Старая Казанская акад." ("Чтения Моск. общ. истории и древн.", 1877 г.); Ив. Гвоздев, "Двадцатипятилетие Казанской дух. акад. Историческая записка" ("Православный собес.", 1868 г., т. III); П. Знаменский, "Духовные школы до реформы 1808 г." (Казань, 1881).

Академии медико-хирургические[править]

Академии медико-хирургические - высшие специальные учебные заведения для подготовления врачей, соответствующие университетским медицинским факультетам. В России существовало несколько школ под таким названием: в Петербурге, Москве (2 раза открытая и закрытая) и в Вильне. В настоящее время из всех существующих М.-Х. академий существует только С.-Петербургская, преобразованная в 1881 г. в Военно-медицинскую. Как Петербургская, так и в первый раз открытая Московская медико-хирургическая академия были по проекту президента Государственой медицинской коллегии барона Васильева преобразованы в 1799 г. из ранее существовавших в Петербурге и Москве медико-хирургических училищ, начало которым было положено Петром I. Ко времени открытия академий в обоих городах существовали и другие школы для приготовления врачей: в Москве медицинский факультет, в котором чтение лекций по медицине началось еще в 1758 г. и уже в 1791 г. получивший право возводить врачей в докторское достоинство. В Петербурге медицинское образование давалось также в Императорском медико-хирургическом институте, открытом в 1783 г., в котором преподавание шло исключительно на немецком языке. Прочие до того времени существовавшие медицинские школы, в Кронштадте и Елисаветграде, были закрыты.

Преобразованная в 1799 г. С.-Петербургская медико-хирургическая академия, в которой чтение лекций началось в 1800 г., была передана в ведение Медицинской коллегии и управлялась собранием профессоров, из которых старейший назначался председателем. Первым председателем был Иог. Хр. Рингебрайт. Остальные профессора были русские воспитанники: Григ. Соболевский, Вас. Севергин, Иог. Буш, П. Загорский, Вас. Патров и адъюнкты: Ив. Смеловский и Гр. Сухарев. Всех кафедр было 7: анатомии и физиологии, патологии и терапии, хирургии, материи медики (фармакологии), акушерства и судебной медицины, ботаники и химии, математики и физики. Курс учения продолжался 4 года; воспитанники 1-го и 2-го класса назывались учениками, 3-го и 4-го - студентами. Главный контингент их присылался из семинарий, хотя допускались и волонтеры. Для практических занятий были устроены кабинеты анатомические, физические и др. В 180 2 г. состоялось присоединение к академии Медико-хирургического института, вследствие чего пришлось прибавить 7 профессоров и 3-х адъюнктов.

В 1803 г. с образованием министерства М.-Х. А. перешла в ведение министерства внутренних дел. В 1804 г. все воспитанники Московской М.-Х. А. были переведены в С.-Петербург, а последняя закрыта. Новая эра в жизни академии начинается с 1805 г., когда для реформы и управления ею был приглашен знаменитый Петр Франк (см. это сл.), который, ссылаясь на свой богатый опыт, представил проект, по которому преподавание распределялось на 4 года, причем на первый год проходились: языки латинский, немецкий, арифметика, алгебра, геометрия, физика, естественная история, химия, анатомия и физиология; второй год - те же предметы с прибавлением общей патологии и гигиены и с практическими клиническими занятиями; III класс был посвящен общей терапии с материя медика, хирургии, акушерству, патологии, терапии, клиникам и ветеринарии. В 4-м классе проходили оперативную хирургию, практическое акушерство, частную терапию, клиники, ветеринарию, медицинскую полицию и судебную медицину. В 1806 г. были устроены клиники. Профессора и адъюнкты избирались по конкурсу в присутствии членов конференции и Медицинского совета. В 1808 г. открыты при академии ветеринарное и фармацевтическое отделение.

В 1808 г. академия получила название Императорской, и вместе с тем было открыто ее отделение в Москве. Президентом был назначен знаменитый Виллие. На торжестве открытия присутствовал император Александр I, выразивший желание быть первым почетным членом ее. В 1810 г. Академия перешла в ведение мин. народн. просв. В 1823 г. она вновь переходит в мин. вн. дел. К этому времени все профессора (за исключением Буша) были из воспитанников ее.

В 1835-м году был прибавлен 5-й год обучения. В 1838 г. она переходит в ведение военного министерства, причем управление возложено на департамент военных поселений, начальником которого был граф Клейнмихель. В 1842 г. она перешла в ведение Военно-медицинского совета. В 1844 состоялось вторичное и последнее слияние ее с московской академией.

Учебные пособия ее продолжали все время непрерывно увеличиваться. Уже в 1840-м году к ней был присоединен 2-й военно-сухопутный госпиталь, благодаря чему для занятий студентов явился весьма значительный контингент больных. В 1846-м году открыт анатомический институт по мысли Пирогова, который скоро перешел в ведение известного анатома В. И. Грубера.

Блестящий расцвет академии начинается с конца 50-х годов, со времени президентства Дубовицкого (с 1855-1867). По его настоянию были посланы за границу много молодых людей для научного усовершенствования, которые, вернувшись к началу 60-х годов и заняв профессуру, придали академии небывалый блеск и славу. В числе этих молодых людей были Боткин, Сеченов, Овсянников, Юнге, Неммерт. Вместе с тем были созданы и получили средства для своего развития многочисленные вспомогательные институты академии, как, напр., химический, которым заведовал знаменитый химик Н. Н. Зимин, и много других.

В 1881-м году М.-Х. А. была преобразована в военно-медицинскую со специальной целью приготовления врачей для военного и морского ведомств. Первые 2 курса, в которых преподавались общие и естественные науки, были закрыты. III, IV и V были переименованы в младший, средний и старший курсы. В слушатели принимались только студенты медицинских факультетов, перешедшие на 3-й курс и кончившие естественно-исторический факультет. Число слушателей ограничено 500, из них 362 стипендиата военного ведомства и 50 морского. Во время пребывания в академии студенты считаются на действительной службе. С 1885 г. вновь открыты первые два курса с приемом на первый лиц, имеющих аттестат зрелости. Для усовершенствования в науках разрешается оставлять ежегодно при академии на 3 года до 8 человек из наилучше окончивших курс, с тем, чтобы число их не превышало 21 чел. (так называемые институтские врачи). Из числа этих институтских врачей, пробывших при академии 3 года, разрешается посылка до 6-ти человек на 2 года за границу. Этот институт сослужил громадную службу делу медицинского образования, так как из него вышло много блестящих профессоров не только Медицинской академии, но и всех почти медицинских факультетов в России. В настоящее время Военно-медицинская академия по богатству своих учебно-вспомогательных пособий, многочисленности своего преподавательского персонала, обилию и разнообразию клиник - занимает выдающееся положение в ряду всех европейских учебных медицинских школ. Приводим перечень президентов академии после Петра Франка: баронет Виллие (1809-1838), Шлегель (1838-1851), Пеликан (1851-1855), Дубовицкий (1855-1867), Наранович (1867-1869), Козлов (1870-1871), Чистович (1871-1875) и Быков (1876 по настоящее время).

Академия медико-хирургическая виленская существовала всего 10 лет, преобразована была в 1832 г. из медицинского факультета Виленского университета и закрыта в 1842 году.

Академии музыкальные[править]

Академии музыкальные - громкий титул, дававшийся музыкальным обществам, возникавшим в XVII столетии в Италии. По этому примеру и теперь парижскую Большую оперу называют Acad émie de musique, и в Германии (особенно южной) обыкновенные концерты именуют музыкальными академиями (см. Музыка, Опера, Концерт).

Статья из Большого Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона

Данная статья была взята с Большого Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. Это вовсе не означает что статью нельзя редактировать или обновлять, или исправлять неточность.

Если вы заметили неточность в статье, или хотите внести больше ясности, вы можете ее "редактировать" и "править" по Вашему усмотрению