Антьешти

Материал из Гуру — мира словарей и энциклопедий
Перейти к: навигация, поиск

Антье́шти — обряды прощания с покойником и кремации. Они относятся к числу несчастливых и не всегда перечисляются среди санскар. Ведические арии верили, что, подобно тому как священный огонь переносил жертвы богам, он мог доставить на небо и человеческое тело. Таким образом, умерший приобретал блаженство. В процессе эволюции религиозных верований менялись отдельные установки, но кремация была и остаётся основной формой обращения с телом покойника у индуистов. Кстати, сожжению подвергают не всех: хоронят умерших маленьких детей и беременных женщин, почитая первых, видимо, не нуждающимися в очищении, а последних — нечистыми. Дом, где случилась смерть, и родственники умершего в течение нескольких дней считаются нечистыми. Очищение достигается совершением кремации тела покойного и другими обрядами. Ими руководит жрец, как правило — брахман. Омывают тело покойного члены его семьи, а несут на место кремации (шмашана) и выполняют наиболее неприятные процедуры члены неприкасаемых каст, которые считаются ритуально нечистыми. Труп обмывают дома, затем заворачивают в белое полотно, оставляя открытым лицо, засыпают цветами и после молитв и поминальных церемоний (различных у вишнуитов и шиваитов; общим является окропление тела водой из Ганги) несут на шмашану. Там тело снимают с носилок и кладут на связку хвороста. Старший сын зажигает костёр. Чтобы дерево лучше горело, его нередко поливают маслом. Когда костёр гаснет, сын разбивает череп покойника, после чего родственники собирают несгоревшие останки и бросают их в воду, желательно в Гангу. Наиболее священными местами кремации является Маникарника гхат и Харишчандра гхат в Варанаси на берегу Ганги. На местах кремации знатных людей, так же как на местах совершения сати или массового ритуального самосожжения (джаухар), устанавливают памятники. Обычай сати, обряд сжигания на погребальном костре жены покойного, на которую возлагается вина за смерть мужа, широко бытовал ещё не так давно и встречается иногда и сейчас. Всё же в настоящее время вдове обычно сохраняется жизнь, но её лишают атрибутов замужней женщины — срывают брачный шнур (мангала-сутру), разбивают её браслеты, бреют наголо, одевают в белые одежды. Вдовы обязаны проводить остаток жизни в посещении святых мест индуизма и изучении некоторых разрешённых для них священных книг (особенно пуран), они лишены имущества, и их социальный статус очень низок. Появление их на пути, также как и встреча по пути траурной процессии, считается дурным знаком. Велико значение сына в совершении обрядов кремации и поминовения предков (шраддха). В настоящее время индуисты рассматривают кремацию как освобождение души от земной оболочки. При несоблюдении обрядов и шраддха возможно превращение души умершего человека в нечистую силу (пишачи, бхуты, преты и т. д.). Сыновья, особенно старший, считаются спасителями человека, ибо совершают обряд кремации. Некоторое время после кремации (от десяти дней до месяца) члены семьи покойного соблюдают траур, а если точнее выражаться, они остаются нечистыми и потому предпринимают меры, дабы не осквернить других. Они не должны обращаться к божествам или общаться с другими людьми, не могут бриться, стричь волосы и ногти, причёсываться, носить обувь или одежду. Они могут лишь прикрыть наготу куском ткани, но все, даже земля, на которую они ступают, оскверняется. Очищение семьи умершего возможно после совершения поминального обряда (шраддха), когда душа умершего окончательно находит покой (попадая на небеса или переселяясь в другую оболочку).


Статья из категории: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм
В статье использованы материалы из Словаря «Индуизм. Джайнизм. Сикхизм»