Арджуна

Материал из Гуру — мира словарей и энциклопедий
Перейти к: навигация, поиск

Арджу́на — третий по старшинству (после Юдхиштхиры и Бхимасены) сын царя Панду от Кунти, один из Пандавов — героев «Махабхараты». Согласно «небесной» родословной, он является сыном бога Индры и одновременно сближается вплоть до отождествления с Кришной-Васудэвой, с которым связан двойными узами родства: по матери, которая приходится сестрой отцу Кришны, а также благодаря женитьбе на Субхадре, его сестре. Кришна — колесничий Арджуны в великой битве, именно ему он открывается в образе вишварупа, Все-бога мироздания, и излагает учение «Бхагавадгиты». Другая линия отождествления Арджуны с Кришной — пара мудрецов-риши Нара (Арджуна) — Нараяна (Кришна). Любимый ученик военного наставника Пандавов и Кауравов, героя старшего поколения Дроны, Арджуна впоследствии обучается военному искусству у Парашурамы («Рамы с топором»), вошедшего позднее в канонический список аватар Вишну. За содействие в сожжении леса Кхандавы Арджуна получает от бога Агни свой знаменитый лук Гандиву, от богов-локапал — небесное оружие, а от Индры, которому помогает сокрушить демонов — дайтьев и данавов, — принимает в дар диадему, отчего и зовётся Киритином, «Увенчанным диадемой». Так вокруг образа этого эпического героя происходит циклизация сюжетов, соединяющих мифологию «старых», восходящих к ведизму, и «новых», собственно индуистских богов. В битве «Махабхараты» от руки Арджуны принимают смерть наставник героев мудрый Бхишма и старший брат Карна, — свидетельство амбивалентности сложного эпического образа, которая послужила важным импульсом к появлению в XIX в. «теории инверсии», усматривавшей первоначальную героическую основу эпоса в действиях не Пандавов, а их соперников Кауравов.


Статья из категории: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм
В статье использованы материалы из Словаря «Индуизм. Джайнизм. Сикхизм»