Артхашастра

Материал из Гуру — мира словарей и энциклопедий
Перейти к: навигация, поиск

«Артхаша́стра» — санскритское сочинение, посвящённое различным аспектам деятельности царя. Традиция «Артхашастры» как особой дисциплины формировалась во второй половине I тысячелетия до н. э. Её божественным покровителем считался учитель богов Брихаспати, а земными авторитетами — легендарные советники царей предмаурийской эпохи. Сохранившаяся «Артхашастра» приписывается Каутилье, отождествляемому с Чанакьей, советником Чандрагупты Маурья. Современные исследователи склоняются к мнению, что окончательный вид текст получил не ранее I—II вв. «Артхашастра» состоит из 15 разделов: о поведении царя и выборе им советников, о способах пополнения казны, осуществлении суда и следствия, тяжбах, преступлениях и наказаниях, о тайных мерах устранения противников и соперников, методах политики и военного искусства, отношении к немонархическим объединениям, применении тайных осведомителей и колдовских средств, наконец, о методике изложения, принятой в шастре. Идейные истоки «Артхашастры» находят в представлениях о том, что для царя политическая выгода — превыше всего; ради неё он может пренебречь любыми моральными нормами. Источники «Артхашастры» многообразны — составители опирались на предания об эпических героях, использовали специальные трактаты по различным отраслям знания — о земледелии и архитектуре, ремёслах и судопроизводстве, стратегии и т. п. В «Артхашастре» содержатся детальные схемы и классификации: «семи элементов царства» и «семи возможных пороков царя», «шести методов внешней политики» и «шести видов крепостей» и многое другое. Цель политики определяется как расширение подвластной царю территории с податным населением, поэтому соседи царя являются его естественными врагами, а соседи соседей — союзниками. Изучивший «Артхашастру» в идеале способен стать главой общинного конгломерата полузависимых союзников и слуг (так называемой мандалы) и даже достичь положения «мирового владыки» (чакрвартина). Несмотря на весьма отвлечённый и часто схоластический характер «Артхашастры», она служит основным источником при изучении древнеиндийского общества и государственности. Влияние традиции «Артхашастры», а частично и самого текста «Артхашастры», проявляется в дхарма-шастрах, главным образом в «Яджнавалкья-смрити». Артхашастра лежит в основе средневековых книг об искусстве политики (нити-шастра), прежде всего «Нитисары» Камандаки. Отдельные положения «Артхашастры» нашли отражение в классической санскритской литературе: в сборниках поучительных историй (например, в «Панчатантре», причисляемой в Индии к нити-шастрам), в пуранах и «афоризмах Чанакьи», в драме Вишакхадатты на сюжет преданий о борьбе Чандрагупты за власть («Мудраракшаса»).


Статья из категории: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм
В статье использованы материалы из Словаря «Индуизм. Джайнизм. Сикхизм»