Атман (индуизм)

Материал из Гуру — мира словарей и энциклопедий
Перейти к: навигация, поиск

«Атман» имеет и другие значения...


А́тман — в общеязыковом значении существительное, выполняющее функцию возвратного местоимения в именительном и косвенных падежах, то есть «сам, сам себя: собою» и пр. Отсюда очень рано, уже в упанишадах, развилось общекатегориальное философское значение: рефлексия, положенная как нечто сущее. Все прочие содержательные и предметные употребления этого термина в философии суть результат истолкования и применения этого значения в согласии с некоторыми предпосылками. В самом широком смысле атманом чего-то или (гораздо чаще) кого-то есть то, что делает это нечто или этого некто самим собою, то есть суть, сущность, самотождественность. Обычно понятие «атман» применяется к живым существам, однако можно очень по-разному понимать, что же есть в живом существе атмана. Так, локаятик отождествляет атмана с живым телом: «мой организм и есть я сам». Обыватель может считать атманом, то есть самого себя, более внешним: «мои дети, моё социальное положение — это и есть я сам». Для полагания чего-то атман существен ещё в момент распоряжения, господства: атман есть хозяин, владыка, тот, кто присваивает. В даршанах атман понимается как духовная субстанция, то есть сверхчувствительная вещь, при этом обычно нетождественная сознанию. В вайшешике — это вечная всепроникающая субстанция, носитель ощущений удовольствия и неудовольствия, желаний, волевых усилий, познания и праведности или неправедности. В санкхье и йоге атман часто называют Пуруша (букв. «муж»), это вечный бездеятельный свидетель материальных, в том числе психических и интеллектуальных, процессов, чистое бессодержательное сознание. В адвайта-веданте атман мыслится как абсолютный субъект, не могущий быть объектом, однако познаваемый в особом опыте самопереживания и тождественный абсолютному началу мира — Брахману. В различных философиях употребляются термины «дживатман», то есть «атман конечного существа», и «Параматман» — «Господь Бог как Атман» Вопрос об атмане является одним из важнейших в индийской философии. Непризнание реальности атмана, то есть утверждение, что эта категория не находит себе соответствия в обыденном или духовном опыте, является характерной чертой буддийской философии в отличие от индуистской.


Статья из категории: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм
В статье использованы материалы из Словаря «Индуизм. Джайнизм. Сикхизм»