Бальтасар Грасиан

Материал из Гуру — мира словарей и энциклопедий
Перейти к: навигация, поиск

Бальтасар Грасиан-и-Моралес (исп. Baltasar Gracian, 8 января 1601, Бельмонте около Калатаюда6 декабря 1658, Таррагона) — известный испанский писатель, мыслитель, арагонский иезуит.

Он жил в ту эпоху, когда "гонгоризм" (см. Гонгора) всецело овладел испанской прозой. Первый трактат его "El Heroe" (1630) имел значительный успех. Тут нет собственно характеристики героя, а дается как бы рецепт для его изготовления в форме кратких и сжатых сентенций, переполненных риторичнейших метафор и вычурных оборотов. В 1648 г., чтобы выяснить и оправдать свою литературную манеру, Г. издал трактат "Agudeza" и "Arte de ingenio" - остроумный учебник риторики, приспособленный к целям "гонгоризма". Самым замечательным произведением Г. считается "El Criticon" (1650-1653). Это - аллегория человеческой жизни; три части соответствуют трем ее периодам: "Primavera de la Niñez" ("Весна детства"), "Otoño de la edad viril" ("Осень зрелого возраста"), "Invierno de la vejez" ("Зима старости). "Criticon" важен для характеристики испанской жизни XVII в. Тут слог менее вычурен, много остроумия и красноречия, но выведенным автором туманным и фантастическим личностям недостает жизненности. Большинство произведений Г. переведено на французский и итальянский языки, а некоторые - на английский и латинский. М. В.

Основные события Бальтасара Грасиана[править]

  • 8 января 1601 — В церковно-приходской книге селения Бельмонте сделана запись о крещении Бальтасара Грасиана-и-Моралеса, сына местного лекаря.
  • 1616 — 1619 — получив начальное образование в коллегии иезуитов в Толедо, продолжает его в сарагосской коллегии этого ордена.
  • 30 мая 1619 — поступает в качестве послушника в иезуитский «испытательный дом» в г. Таррагоне.
  • 26 апреля 1620 — литературный дебют — панегирика-дидактический некролог брата по ордену.
  • 21 мая 1621 — конец срока послушничества; его посылают в г. Калатаюд для изучения философии.
  • Весна 1623 — Лето 1627 — продолжает образование в сарагосской коллегии; он изучает философию, исполняя с 1626 г. обязанности секретаря вице-ректора коллегии.
  • Осень 1627 — Весна 1630 — после экзамена, на котором он признан достойным преподавать философию и теологию, возвращается в Калатаюд и ведет в местной коллегии занятия по латинской словесности.
  • 30 марта 1630 — Март 1631 — еще год испытательного срока в валенсийской обители иезуитов.
  • Лето 1631 — Весна 1633 — читает курс моральной теологии в коллегии г. Лериды.
  • Весна 1633 — начинает преподавание философии в коллегии г. Гандии. (Валенсия).
  • 25 июля 1635 — принес «четыре обета» и принят в орден.
  • Лето 1636 — переезд в г. Уэску (Арагон); проповедник и исповедник в местной иезуитской коллегии; знакомится с меценатом В. Ластаносой.
  • Лето 1637 — в Калатаюде напечатан моральный трактат «Герой» под псевдонимом Лоренсо Грасиан.
  • Начало 1640 — назначен духовником вице-короля Арагона герцога Ночеры и переезжает в Сарагосу.
  • Конец 1640 — в Сарагосе выходит его второй трактат «Политик» под тем же псевдонимом.
  • Июль 1641 — приезжает в Мадрид (вероятно, сопровождая Ночеру, которого 4 июля арестовывают и заточают в тюрьму).
  • Февраль 1642 — публикация в Мадриде трактата-антологии «Искусство изощренного ума».
  • Март 1642 — возвращается в Сарагосу.
  • Осень 1642 — назначение на должность вице-ректора «испытательного дома» в Таррагоне.
  • Осень 1644 — снова переведен в валенсийскую обитель.
  • Август 1646 — в Уэске выходит этический трактат «Благоразумный».
  • Сентябрь 1646 — приступает к исполнению священнических обязанностей в армии маркиза де Леганес, направляющегося на помощь осажденной французами Лериде.
  • 21 ноября 1646 — успешный штурм заканчивается снятием осады. Падре Грасиан, напутствовавший воинов перед боем, получает прозвание «Отец Победы».
  • Декабрь 1646 — возвращается в Уэску; преподаёт Священное Писание и в то же время усиленно работает над своими литературными произведениями.
  • Март 1647 — выходит «Карманный оракул» (Уэска).
  • Весна 1648 — второе, значительно расширенное издание трактата-антологии под названием «Остроумие, или Искусство изощренного ума» (Уэска).
  • Лето 1651 — выходит первая часть «Критикона» (Сарагоса) под псевдонимом Гарсиа де Марлонес.
  • Сентябрь 1651 — получает кафедру Священного Писания в сарагосской коллегии.
  • Весна 1653 — выход второй части «Критикона» (Уэска) под прежним псевдонимом Лоренсо Грасиан.
  • Весна 1655 — «Размышления о причастии» — единственное произведение чисто религиозного характера и опубликованное под его настоящим именем.
  • Лето 1657 — Третья часть «Критикона» (Мадрид).
  • Начало 1658 — получает публичный выговор, его высылают из Сарагосы в захолустный Граус и приговаривают к покаянию.
  • Апрель 1658 — частичное прощение; его переводят в коллегию Таррагоны и отказывают в просьбе о переходе в другой орден.
  • 6 декабря 1658 — Бальтасар Грасиан скончался в возрасте 58 лет.

Афоризмы[править]

Жизнь — трагедия[править]

~ «Критикон». — Сарагоса 1651, — Уэска 1653, — Мадрид 1657.

Злоба и Снисходительность[править]

… два чудища, столь же сходные, сколь различные, — дабы крайности были виднее. У первого был глаз дурной, как у косоглазого, на всех смотрел искоса: если

  • кто молчит, обзывал дураком;
  • кто говорит — болтуном;
  • кто смиренен — малодушным;
  • кто знает себе цену — спесивцем;
  • кто терпелив — трусом,
  • кто суров — извергом;
  • кто серьезен — гордецом;
  • кто любезен — льстецом;
  • кто щедр — мотом;
  • кто бережлив — жмотом;
  • кто воздержан — ханжой;
  • кто остроумен — наглецом;
  • кто скромен — болваном;
  • кто вежлив — шаркуном.

— О, этот дурной, злобный взгляд. Другой, напротив, хвалился, что у него хороший глаз, на все он смотрел снисходительно:

  • бесстыдство называл галантностью;
  • беспутство — вкусом к жизни;
  • лживость — изобретательностью;
  • дерзость — отвагой;
  • мстительность — щепетильностью;
  • лесть — любезностью;
  • злоязычие — остроумием;
  • коварство — проницательностью;
  • притворство — благоразумием.

— Сколько глупости в двух этих извращениях: люди обычно впадают в крайности, никак не найдут разумную середину, а еще зовутся существами «разумными».

~ «Критикон». — Сарагоса 1651, — Уэска 1653, — Мадрид 1657.

Прозрение и Обольщение[править]

«Разнообразны и разительны нелепости, что повседневно открываются нам в опасном странствии по жизни человеческой. И самая разительная нелепость та, что

  • Обольщение стоит при входе в мир, а
  • Прозрение — при выходе.

Роковая сия несообразность способна загубить всю жизнь человеческую».

~ «Критикон». — Сарагоса 1651, — Уэска 1653, — Мадрид 1657.

Духовная жвачка[править]

  • «…пусть извергает знания из закоулков памяти и передает их разуму;
  • пусть усердно пережёвывает то, что глотал без разбора, без размышления;
  • пусть повторяет не торопясь то, что усвоил быстро.
  • Да, пусть
    • думает,
    • размышляет,
    • вникает,
    • углубляет да взвешивает,
    • прикидывает да умом раскидывает и раз и два,
    • соображает, что говорить, и того прилежней — как поступить.
  • Так что его, человека жвачка — это многократное размышление,
  • жить он должен разумом и рассуждением».
~ «Критикон». — Сарагоса 1651, — Уэска 1653, — Мадрид 1657.

См.также[править]


Статья из Большого Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона

Данная статья была взята с Большого Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. Это вовсе не означает что статью нельзя редактировать или обновлять, или исправлять неточность.

Если вы заметили неточность в статье, или хотите внести больше ясности, вы можете ее "редактировать" и "править" по Вашему усмотрению