Вочман ни

Вочман Ни (англ. Watchman Nee — буквально Сторож Ни; кит. Ни Тошен (Шаблон:Lang-zh-ип) (4.11.1903, Фучжоу — 30.5.1972) — христианский проповедник, учитель Библии. Китайское имя Ни Шуцу .


Биография[править]

Ни Шуцу (1903-1972), взявший впоследствии псевдоним Ни Тошен, то есть «страж Ни», и известный в западном мире как Вочман Ни («Watchman», по-английски «страж»), родился в г. Фучжоу в христианской семье (его дед был первым пастором-китайцем в конгрегационалистской церкви, его родители были членами методистской церкви). Сам Вочман Ни лично принял Христа как Спасителя и пережил глубокое духовное возрождение в 1920 году. В течение первых лет своей христианской жизни он под руководством англиканской миссионерки Маргарет Барбер активно изучал Библию, а также классические произведения христианских авторов начиная со второго столетия, книги по истории церкви, биографии и автобиографии выдающихся христиан. Кроме того, благодаря Маргарет Барбер он усвоил множество полезных духовных уроков. Богословские взгляды Вочмана Ни сложились под влиянием произведений Ж. Гюйон, Ч. Сперджена, Д. Муди, Дж. Пенн-Льюис, Э. Мюррея, А.Б. Симпсона, Т. Остин-Спаркса и других. Особое место в формировании его богословия занимают Дж. Н. Дарби и другие авторы из числа Плимутских братьев (Ч. Макинтош, У. Келли, Р. Говетт, Дж. Пембер, Д. М. Пэнтон), которых он считал своими непосредственными предшественниками и учителями. У Плимутских братьев была во многом заимствована богословская терминология и принципы толкования Библии: признание полной богодухновенности книг Священного Писания (Библии), толкование Библии с помощью самой Библии, диспенсационализм, аллегорическое толкование прообразов Ветхого Завета и др. С некоторыми из этих учителей он позже познакомился лично во время своих поездок в Европу, в ходе которых он также дважды принимал участие в Кесвикской конференции, проходившей в Англии.

Вочман Ни посетил Т. Остина-Спаркса в Англии и провел с ним 8 месяцев. Вочману Ни тогда было 34 года. Их встреча была поворотным моментом в истории церкви, результатом которой стала книга «Нормальная жизнь христианина» на английском.

Теодор Остин-Спаркс и его друзья помогли перевести книгу «Нормальная христианская церковная жизнь» с китайского на английский. «Нормальная жизнь христианина» - другая книга, хотя, в основу легли устные сообщения, сделанные Вочманом Ни во время его пребывания в Англии.

На протяжении своего служения, продолжавшегося до 1952 года, Вочман Ни выпускал ряд богословских журналов, много путешествовал по Китаю и другим странам Юго-Восточной Азии, часто выступал с проповедями, проводил конференции и обучения, издал ряд книг, пользующихся популярностью среди христиан разных конфессий («Духовный человек», «Нормальная жизнь христианина», «Сокрушение внешнего человека и высвобождение духа», «Бог Авраама, Исаака и Иакова», «Сидеть, ходить, стоять» и др.).

В 1952 году Вочман Ни был арестован коммунистическим правительством Китая и, проведя в тюрьме 20 лет, умер в 1972 году верным свидетелем Христа.



Краткая биография

1903 Родился в провинции Фуцзянь (Китай)

1920 Спасен и одновременно призван служить Господу (апрель)

1921 Увидел истину о крещении и был крещен вместе со своей матерью в деревне Янци, неподалеку от г. Мавэй. Их крестила Маргарет Барбер.

1922 Увидел истину о преломлении хлеба; начал преломлять хлеб с Леландом Ваном и его женой в г. Фучжоу; начал проповедовать истину о спасении; увидел недостатки деноминаций, вышел из деноминации, к которой ранее принадлежал, и начал основывать поместные церкви.

1923 Начал издавать журнал «Нынешнее свидетельство»; впоследствии публикация журнала была приостановлена и затем возобновилась в 1928 г.

1924 Отправился в г. Ханчжоу благовествовать (май); получил приглашение посетить вместе со своей матерью г. Ситиаван в Малайзии (ноябрь).

1925 Начал издавать журнал «Христианин». К 1927 году было опубликовано в общей сложности 24 номера. Еще раз посетил Малайзию и основал первую церковь в Юго-Восточной Азии.

1926 Основал собрания в г. Амой, Тунъан и близлежащих местах — так было положено начало работе на юге провинции Фуцзянь; получил приглашение от Руфи Ли и Чена Цзигуя посетить г. Нанкин и помог Чену Цзигую перевести «Заочный курс изучения Библии» Скоуфилда; получил приглашение от брата Вэя Гуанси благовествовать в нанкинском университете — так было положено начало работе в Нанкине; принял решение написать книгу «Духовный человек» (ноябрь).

1927 В результате его служения была воздвигнута церковь в Шанхае, и было официально основано Шанхайское Евангельское Издательство.

1928 Провел первую «конференцию для победителей» в Шанхае по теме «Вечный замысел Бога и победа Христа»; летом была опубликована книга «Духовный человек».

1929 Начал издавать журнал «Заметки на темы из Писаний» (апрель); К 1933 году было опубликовано в общей сложности 44 номера; в конце года опубликовал сборник «Гимны малого стада».

1931 Провел вторую «конференцию для победителей» в Шанхае по теме «Новый завет и мудрость Бога» (октябрь).

1932 Посетил г. Чифу (июнь), где помог воздвигнуть церковь. Впервые лично встретился с Уитнессом Ли.

1933 Посетил Европу: прибыв через Францию в Лондон, посетил общины Братий, а также встретился с Т. Остином-Спарксом, Д. М. Пэнтоном и Джорджем Каттингом; кроме того, посетил города Ванкувер и Нью-Йорк и выступал перед верующими общины Братий в Нью-Йорке; в конце года начал выпускать издание «Сборник бюллетеней».

1934 Провел третью «конференцию для победителей» по темам «Христос — центральность и универсальность Бога» и «Победители Божьи» (январь); провел четвертую «конференцию для победителей» в г. Ханчжоу по темам «Как быть победителем» и «Духовная война» (октябрь).

1936 Построил центр обучения в Чжэньжу (Шанхай).

1937 Выступил на собрании соработников в Шанхае с сообщениями, впоследствии опубликованными в виде книги «Нормальная христианская церковная жизнь»; посетил г. Манилу (июль); посетил Сингапур, а также малайзийские города Ситиаван и Пенан (сентябрь); начал издавать журнал «Открытая дверь»; вновь выступил по теме «Нормальная христианская церковная жизнь» в Ханькоу.

1938 Участвовал в Кесвикской конференции вместе с братом Остином-Спарксом; в начале одного из собраний его попросили произнести молитву (июль).

1939 Вновь участвовал в Кесвикской конференции; по возвращении в Китай арендовал помещение в местечке Юхуа под Шанхаем для проведения обучения.

1942 Был вынужден прервать свое служение на шесть лет по причине смуты, вызванной его участием в фармацевтическом предприятии в Шанхае.

1948 Его служение возобновилось, в результате чего произошло оживление в церкви в Шанхае; проведено первое обучение в Кулине (июнь).

1949 Проведено второе обучение в Кулине.

1950 Посетил церкви в Гонконге, Амое и Фучжоу.

1952 Заключен в тюрьму за Господа.

1972 Взят Господом в тюремном заключении в возрасте семидесяти лет в материковом Китае.

Дело Ни продолжил его ученик и сотрудник Уитнесс Ли, который сперва переехал на Тайвань, а затем в США.

Служение[править]

Вочман Ни полностью верит в библейскую, фундаментальную веру, которой придерживаются все истинные христиане. Он верит в буквальное вдохновение Библии и что Библия — это Божье святое Слово. Он верит, что Бог триедин — Отец, Сын и Дух — они различимо трое, но полностью едины, сосуществуют и взаимоприсутствуют от вечности до вечности. Он верит, что Иисус Христос — Сын Божий, Сам Бог, который воплотился как человек с человеческой и божественной жизнью, что Он умер на кресте для совершения искупления, что Он воскрес телесно из мертвых на третий день, что Он вознесся на небо и был воцарен, был увенчан славой и сделан Господом всего и что Он придет во второй раз, чтобы принять Своих последователей, спасти Израиль и установить Свое тысячелетнее царство на земле. Он верит, что всякий, кто поверит в Господа Иисуса, будет прощен Богом, омыт искупающей кровью, оправдан верой, возрожден Святым Духом и спасен благодатью. Такой верующий является чадом Божьим и членом Тела Христова. Он также верит, что судьба каждого верующего — быть неотъемлемой частью церкви, которая есть Тело Христово и дом Божий. Эти аспекты христианской жизни истолкованы в следующих разделах.

Труды[править]

Вочман Ни — автор большого количества книг, некоторые из которых переведены на русский язык:

Книги о благовестии[править]

Хотя благовестие не было центральным моментом служения Вочмана Ни, он опубликовал двадцать одну брошюру о благовестии.

«Бог существует».
«Бог желает».
«Пасха».
«Страдания креста».
«Как пойти в ад».
«Путь в ад».
«Дорога в ад».
«Суд».
«Спасение преступника» (Лк. 23:39-43).
«Спасение безнравственной женщины» (Ин. 4:1-15, 28-29).
«Почему хорошие люди идут в ад?»
«Может ли нравственность спасти нас?»
«Знаете ли вы, что вы спасены?»
«Уверенность в спасении».
«Христос как проявление Бога».
«Христос и христианство».
«Христос как новая жизнь».
«Христос и христианин».
«Для чего Он пришел?». Автор — Руфь Ли.
«Бог любит мир». Автор — У. Ли.
«Гибель богатого» (Лк. 16:19-31). Автор — У. Ли.

Он также опубликовал книгу вопросов и ответов о евангельской истине, дав объяснения пятидесяти аспектам благовестия. назад

Книги для назидания новых верующих[править]

На своем обучении на горе Кулин Вочман поделился серией из пятидесяти сообщений для назидания новых верующих. Там были следующие сообщения:

«Крещение».
«Очищение прошлого».
«Посвящение».
«Открыто исповедовать».
«Отделение от мира».
«Присоединение к церкви».
«Возложение рук».
«Устранение различий».
«Изучение Библии».
«Молитва».
«Рано вставать».
«Посещать собрания».
«Виды собраний».
«День Господень».
«Пение гимнов».
«Хвала».
«Преломление хлеба».
«Свидетельство».
«Приводить людей к Христу».
«Спасение всего дома».
«Если кто согрешит».
«Исповедь и возмещение».
«Восстановление брата».
«Реакция верующего».
«Свобода от греха».
«Наша жизнь».
«Воля Божья».
«Как обращаться с деньгами».
«Профессия».
«Брак».
«Выбор пары».
«Муж и жена».
«Родители».
«Друзья».
«Развлечение».
«Речь».
«Одежда и пища».
«Аскетизм».
«Болезнь».
«Правительственное прощение».
«Дисциплинирование Божье».
«Воздействие Святого Духа».
«Противостояние дьяволу».
«Покрытие головы».
«Путь церкви».
«Единство».
«Любить братьев».
«Священство».
«Тело Христово».
«Власть церкви».

Намерение состояло в том, чтобы каждая поместная церковь использовала эти пятьдесят сообщений для назидания новых верующих каждую неделю в течение одного года и повторяла бы это каждый год.

Следующие тридцать пять книг были переизданием сообщений, опубликованных в «Заметках о духовных сообщениях», которые Вочман издавал для использования новыми верующими:

«Единственный грех человека».
«Исповедовать грехи».
«Прощение и исповедь».
«Еще один аспект жертвы повинности».
«Спасение при помощи крещения».
«Значение крещения».
«Сердце Христа».
«Печать Святого Духа».
«Ценность верующих перед Богом».
«Духовный подсчет времени».
«Четыре служителя Нового Завета».
«Пять притч о новых и старых вещах».
«Самоосвящение нашего Господа».
«Сострадание нашего первосвященника».
«Сила выбора».
«Почему Господь не разочаровывается?»
«Слово человека, остановленное Богом».
«Любите Бога».
«Вред самому себе и прагматизм».
«Четыре вещи, требующие внимания христианина».
«Доброе дело» (Мф. 26:10).
«Мария» (Ин. 20:16).
«И Петру» (Мк. 16:7).
«Скажите ему».
«Давид и Мемфивосфей».
«Личная и общественная сторона верующего».
«Вдова, женщина и дева».
«Протекать и уплывать по течению».
«Не беспокойтесь ни о чем» (Флп. 4:6).
«Два покоя».
«Путь в славу».
«Как узнать волю Божью».
«Верить и слушаться».
«Оступившийся праведник».
«Слезы».


Книги с общими сообщениями для христиан[править]

Следующие девятнадцать книг были опубликованы как общие сообщения для христиан:

«Вестник креста».
«Работа Святого Духа».
«Жить верой».
«Жить верой и как войти в истину».
«Жизнь на поверхностной почве».
«Власть и подчинение».
«Психические силы против духовных сил».
«Путь знания Бога».
«Божий свет и самосозерцание».
«Первый грех человека».
«Вселенское отцовство, заблуждение».
«Служение дому или Господу».
«Поклонение путям Божьим».
«Работа молитвы».
«Молитвенное служение церкви».
«Поклонитесь Богу». Автор — Руфь Ли.
«Царство небес». Автор — У. Ли.
«Остатки и родословие Христа». Автор — У. Ли.
«Свет об устроениях». Автор — У. Ли.

Он также издал сто сорок четыре сообщения в двенадцати томах под названием «Двенадцать полных корзин». Тридцать пять из этих сообщений были переизданием книг, о которых говорилось выше, а семь — переизданием книг о центральных сообщениях. Из оставшихся ста двух сообщений десять были сделаны Ю Ченхва, а двенадцать — Уитнессом Ли. Остальные восемьдесят были сделаны Вочманом Ни. назад

Книги о центральных сообщениях[править]

Господь дал в заботу и поручение Вочману Ни особое свидетельство Христа в Его распятии, воскресении, вознесении, возвращении и царстве. Таким образом, Его служение было сосредоточено на смерти и воскресении Христа для произведения церкви в жизни с целью переживать победу Христа, чтобы принести Его царство. Поэтому он считал сообщения об этом центральными сообщениями. Его забота состояла в проведении конференций победителей и издании «Нынешнего свидетельства» заключалась в том, чтобы преподносить такие центральные сообщения. Он также перевел на китайский язык книги, находившиеся в той же категории. Все книги, попавшие в другие категории в первой части этой главы, должны были по его замыслу подготовить верующих к принятию этих центральных сообщений, которые содержались в основном в следующих двадцати двух книгах:

1) «Подробности духовного возделывания» (изначальное английское название «Христианская жизнь и война»), опубликованная в июне 1927 г. Эта книга была начальным шагом к написанию «Духовного человека».

2) «Духовный человек» в трех томах был издан осенью 1928 г. Эта книга была не только центральной, но и величайшей среди работ Вочмана Ни. В ней рассматриваются следующие положения: 1) три части человека — дух, душа и тело; 2) различие между душой и духом; 3) плотский христианин; 4) душевный христианин; 5) субъективный аспект креста и работа Святого Духа; 6) духовный человек и 7) духовная война.

После того как было опубликовано два издания «Духовного человека», Вочман Ни понял, что многие из его читателей занялись самосозерцанием. Он также почувствовал, что эта книга была безупречно написана и слишком подробна. Поэтому он решил больше не издавать ее. Это особенно стало остро после 1939 г., когда он увидел, что духовная война — это не что-то, относящееся к отдельным людям, а нечто совокупное. Он сказал мне, что его видение духовной войны в «Духовном человеке» было основано в основном на работах и переживании Эвана Робертса и Джесси Пенн-Льюис. Робертc и Пенн-Льюис видели только индивидуальный аспект духовной войны, и таким образом они представляли это как нечто трудное. Но через десять лет после издания «Духовного человека» Вочман начал понимать, что духовная война, согласно Эф. 6, должна осуществляться Телом Христовым совокупно. Поэтому он принял окончательное решение прекратить издание этой книги. Однако позже, находясь на Тайване, мы поняли, что, если не брать в расчет главу о духовной войне, эта книга может быть очень полезной верующим в том, что касается духовной жизни, и решили переиздать ее. Любой, кто читает эту книгу, должен иметь все вышесказанное в виду.

3) «И вы умерщвлены для закона» (Рим. 7:4, 15-19).

4) «Сфера спасения верующего». В этой книге говорится, что Божье спасение достигает нашей совести (Евр. 9:14), сердца (Мф. 5:8; Флп. 4:7), души, разума, мощи (Мк. 12:30), мыслей (2 Кор. 10:5), речи (Иак. 1:26), вожделения тела (Рим. 8:12-13), членов (Рим. 6:13, 19) и нашего «я» (Гал. 2:20).

5) «Побеждающая жизнь» (1 Ин. 5:12; Флп. 1:21).

6) «Нормальная христианская жизнь». В этой книге содержатся сообщения по Рим. 5—8 и 12, сделанные Вочманом Ни во время поездки по Европе в 1938 и 1939 гг. Она была опубликована на английском языке и переведена на китайский.

7) «Двоякая истина» (Флп. 2:12-18). Двоякость в следующем: с одной стороны, Бог желает, чтобы мы «совершали» свое спасение, с другой же, Бог «производит» что-то в нас. Мы совершаем то, что Бог производит внутри нас.

8) «Два принципа поведения» (Быт. 2:9, 16-17). Это принцип жизни и принцип правильного и неправильного. Христиане должны жить по первому принципу, а не по второму.

9) «В Христе» (1 Кор. 1:30; Рим. 8:1-2; 2 Кор. 5:17; Кол. 1:14; 2 Кор. 5:21; 1 Кор. 1:2; Кол. 2:10; Эф. 1:3; Ин. 16:33; 2 Кор. 12:2). Мы христиане — люди в Христе, наслаждающиеся искуплением, жизнью, миром, победой и всеми духовными благословениями в Нем.

10) «Шедевр Божий» (Эф. 2:1-10). Верующие являются шедевром Божьим в Христе благодаря Его смерти, воскресению и вознесению.

11) «Новый завет» (Евр. 8:6, 8-13). Новый завет — это лучший завет, введенный в действие искупающей кровью Христа и гарантируемый и осуществляемый воскресшим Христом в Его вечном священстве согласно силе неразрушимой жизни.

12) «Обновление разума» (Рим. 12:2; Эф. 4:23). Разум верующих должен быть обновлен, чтобы они сняли старого человека и облеклись в нового.

13) «Сила воскресения» (Флп. 3:10; Деян. 2:32-33; Эф. 1:19-23; 2 Кор. 4:7). Сила воскресения — это сила Святого Духа, в которой верующие живут, работают и побеждают и при помощи которой созидается церковь.

14) «Молитва об откровении» (Эф. 1:15-23). Апостол Павел молился в Эф. 1 о том, чтобы верующие получили откровение о надежде Божьего призвания, богатстве славы Божьего наследия в святых, величии Его силы к верующим и церкви как Тела, полноты Того, кто наполняет все во всем.

15) «Христос — путь, истина и жизнь». Эта книга состоит из пяти глав: 1) Христос как путь, истина и жизнь (Ин. 14:6); 2) Христос как воскресение и жизнь (Ин. 11:25); 3) Христос как хлеб жизни и свет жизни (Ин. 6:35; 8:12); 4) Христос как «Я есть» (Ин. 8:24, 28, 58) и 5) Христос как скала для церкви (Мф. 16:16-18).

16) «Христос — все духовные дела и вещи». Эта книга также составлена из пяти глав. Первые три главы такие же, как и первые три главы предыдущей книги, четвертая глава повествует о том, что Христос является делами и вещами Божьими (Ин. 1:29; 6:35; 8:12; 11:25; 14:6; 1 Кор. 1:30; Кол. 3:4; 1 Тим. 1:1; Пс. 26:1), а в пятой главе говорится о Христе, который противопоставляется делам или вещам (Ин. 8:28; Кол. 3:3-4; 1:16-20).

17) «Христос стал нашей мудростью» (1 Кор. 1:30). Бог поместил нас в Христа и сделал Христа в нас нашей мудростью для нашей праведности, освящения и искупления.

18) «Праведность Бога». Эта книга состоит из трех глав: 1) праведность Бога (Рим. 3:21-28); 2) Христос как наша праведность (1 Кор. 1:30) и 3) мы становимся праведностью Божьей (2 Кор. 5:21).

19) «Святой Дух и действительность» (Ин. 4:24; 16:13; 1 Ин. 5:6). Действительность находится в Святом Духе. Все, что находится в Святом Духе, является действительностью.

20) «Свята и непорочна» или «Славная церковь» (Эф. 5:22-32). Сообщения в этой книге используют Еву в Быт. 2, жену в Эф. 5, женщину в Отк. 12 и невесту в Отк. 21, чтобы проиллюстрировать все духовные аспекты того, что церковь славная, святая и непорочная.

21) «Бог Авраама, Исаака и Иакова». Эта книга повествует о трех аспектах полного переживания верующего. Первый аспект состоит в том, чтобы узнать Бога Отца и переживать Его как источник всех благословений, как это показывает переживание Авраама. Второй аспект заключается в том, чтобы узнать наследие Сына и наслаждаться всем богатым наследием Бога Отца, приготовленным в Христе для верующего, как показано в переживании Исаака. Третий аспект — в том, чтобы узнать дисциплинирование Святого Духа и переживать воздействие на природную жизнь и работу Святого Духа в верующих, как это показано в переживании Иакова.

22) «Преломление внешнего человека и высвобождение духа» (Ин. 12:24; Евр. 4:12-13; Ин. 4:23-24; 1 Кор. 2:11-14; 2 Кор. 3:6; Рим. 1:9; 7:6; 8:4-8; Гал. 5:16, 22-23, 25). Эта книга подчеркивает преломление нашего внешнего человека, то есть природного человека, чтобы из нас мог высвободиться наш дух со Святым Духом. назад

Книги о практичности церкви[править]

В своих книгах о центральных сообщениях Вочман Ни рассматривал действительность церкви. У него также была забота издать пять книг о практичности церкви:

1) «Жизнь собраний». Эта книга состоит из вступления и четырех глав. Во вступлении он подчеркивает необходимость в церкви. Темы глав следующие: 1) власть церкви, старейшинство; 2) практика общения между поместными церквями; 3) как встречаться и 4) границы поместной церкви — это границы города, в котором находится поместная церковь.

2) «Переосмысление работы». Эта книга представляет собой основной труд брата Ни о практичности церкви. Она состоит из десяти глав, в которых в основном рассматривается следующее: 1) кто такие апостолы; 2) как утверждаются поместные церкви; 3) как назначаются старейшины; 4) почва единства и почва разделения; 5) взаимоотношения между работой и церквями и 6) организация поместной церкви. Эта книга была переведена на английский язык под названием «О наших задачах» и была переиздана под названием «Нормальная христианская церковная жизнь».

3) «Дальнейшие беседы о церковной жизни». Эта книга состоит из сообщений, сделанных Вочманом Ни в 1950 и 1951 гг. после Второй мировой войны, и в ней главным образом рассматривается: 1) почва церкви; 2) содержание церкви; 3) единство церкви и 4) служение церкви.

4) «Ортодоксия церкви». Эта книга составлена из сообщений, сделанных Вочманом Ни о семи посланиях в Отк. 2 и 3 о церковной жизни.

5) «Дела церкви». В этой книге содержится курс обучения Вочмана Ни на горе Кулин о деловых вопросах церкви. назад

Книги о работниках Господних[править]

1) «Служение Божьего Слова». Содержание этой книги представляет собой курс обучения брата Ни, сделанный на горе Кулин о служителях Слова Божьего и их служении.

2) «Характер Господнего работника» также является курсом обучения, сделанным на горе Кулин, в котором разбирается характер того, кто работает для Господа. назад

Книги об изучении Библи[править]

Здесь приводятся издания об изучении Библии:

1) «Где находится третье небо?» (Евр. 8:1; 2 Кор. 12:2; Ис. 14:12-14; Пс. 74:7-8; 47:3; Иез. 1:1, 4; Зах. 6:6, 8; Иов 26:7).

2) «Синопсис Откровения» предлагает некоторое важное знание для изучения Откровения и полный план его двадцати двух глав.

3) «Изучение Библии для начинающих» содержит двадцать шесть уроков.

4) «Толкование Откровения» рассматривает пророчества о церкви, иудеях, мире, великом Вавилоне и Новом Иерусалиме.

5) «Изучение Евангелия от Матфея» рассматривает царство небес.

6) «Изучение Песни Песней» рассматривает этапы духовной жизни.

7) «Как изучать Писание» показывает около сорока различных способов изучения Библии.

8) «Краткий обзор Писания» в четырех томах содержит краткий обзор сорока четырех книг Библии от Бытия до Деяний, не включая таким образом книги от Послания к римлянам до Откровения.

9) «Ежегодное изучение Библии» предлагает темы и планы всех книг Библии с графиком ежедневного чтения.

10) «Пятьдесят две основные истины в Писании», автор — У. Ли, где содержится следующее:

1) Состояние человека; 2) Любовь Бога; 3) Искупление Христа; 4) Работа Святого Духа; 5) Покаяние и уверование; 6) Прощение; 7) Очищение; 8) Освящение; 9) Оправдание; 10) Примирение с Богом; 11) Возрождение; 12) Вечная жизнь; 13) Свобода; 14) Спасение; 15) Уверенность в спасении; 16) Безопасность спасения; 17) Послушание чувству жизни; 18) Житие в общении жизни; 19) Посвящение; 20) Работа над грехом; 21) Быть ведомым; 22) Делать волю Божью; 23) Наполнение Святым Духом; 24) Благовествование; 25) Служение Господу; 26) Несколько моментов, относящихся к жизни верующих; 27) Познание Бога; 28) Верность Бога и праведность Бога; 29) Избрание и предопределение Бога; 30) Союз Бога с человеком; 31) Личность Христа; 32) Драгоценная кровь Христа; 33) Закон и благодать; 34) В Адаме и в Христе; 35) Две природы верующего; 36) Три жизни и четыре закона; 37) Союз с Христом; 38) Новозаветное служение; 39) Верующие и грех; 40) Получение награды; 41) Вхождение в царство небес; 42) Страдания; 43) Церковь; 44) Ангелы; 45) Дьявол; 46) Мир; 47) Грех; 48) Смерть и воскресение; 49) Суд; 50) Небо и ад; 51) Восхищение верующих; 52) Второе пришествие Христа.


Переведенные книги[править]

В дополнение к перечисленным выше книгам под издательским служением брата Ни со временем было переведено несколько духовных книг.

1) Следующие одиннадцать книг касались центральных сообщений и были, в основном, переведены самим братом Ни:

  1. «Крест Христа», первая глава написана Эндрю Мюрреем, а вторая — Джесси Пенн-Льюис.
  2. «Союз с Христом в смерти», автор — Джесси Пенн-Льюис.
  3. «Путь избавления», автор — Джесси Пенн-Льюис.
  4. «Значение благовестия», автор — Т. Остин-Спаркс.
  5. «Три основных принципа креста», автор — Т. Остин-Спаркс.
  6. «Явленная тайна», автор — Т. Остин-Спаркс.
  7. «Побеждающая жизнь — это действительный факт», автор — Т. Остин-Спаркс.
  8. «Жизнь воскресения и Тело Христово», автор — Т. Остин-Спаркс.
  9. «Царствующая жизнь», автор — Ч. Г. Ашер.
  10. «Победа находится в союзе с Христом», автор — Макки.
  11. «Божий план искупления», автор — госпожа Чарльз А. Макдоноу, переведена Ю Чен-хва.

2) Следующие семь книг о внутренней жизни были переведены братом Ю Чен-хва. Эти книги полезны, если их правильно использовать.

  1. «Смирна со сладким запахом», автобиография мадам Гийон.
  2. «Жизнь из смерти — духовный поток», автор — мадам Гийон.
  3. «Короткий, простой метод молитвы», автор — мадам Гийон.
  4. «Письма мадам Гийон».
  5. «Практика присутствия Божьего», автор — брат Лоренс.
  6. «Духовные правила», автор — брат Лоренс.
  7. «Правила святых», автор — отец Финелон.

3) Следующие восемь книг на общие темы были переведены другими:

  1. «Сын Божий», автор — Дж. Г. Беллет.
  2. «Прямые пути для детей Божьих», автор — А.М.
  3. «Потоки в пустыне», автор — госпожа Чарльз Э. Коуман.
  4. «Христианство или религия», автор — А. Ч. Гебелейн.
  5. «Как приводить людей к Христу», автор — Р. А. Торрей.
  6. «Видеть и слышать», автобиография Джеймса М'Кендрика.
  7. «Двоякость божественной истины», автор — Роберт Говетт, перевод Ю Ченхва.
  8. «Современная наука и длинный день Иисуса Навина», автор — Гарри Риммер.


Схема[править]

«Схема того, что произойдет» показывает план всех пророчеств о будущем и изображает восхищение святых, великую скорбь, пришествие Христа, суд у судного престола Христа, тысячелетие, суд у великого белого престола и новое небо и новую землю с Новым Иерусалимом. назад

Сборники гимнов[править]

Под издательским служением Вочмана Ни было опубликовано три сборника гимнов:

1) «Гимны»: Собрание из ста восьмидесяти четырех гимнов. Большинство из этих гимнов были выбраны братом Ни из более чем десяти тысяч гимнов, песен и стихотворений и были переведены им с некоторыми улучшениями и исправлениями. Некоторые были написаны им, а один был написан Руфью Ли. Изначально он назывался «Гимны для малого стада». Позже от этого названия отказались, потому что люди называли нас Церковью малого стада. Содержание разделялось на следующие категории: слова хвалы, радость спасения, родники долины плача, союз с Христом, рост в благодати, поиск в духовном пути, утешение странников, молитвенное собрание, посвящение, духовная война, Святой Дух, работа, хвала от младенцев и труба благовестия.

2) «Гимны», более обширное собрание из 1052 гимнов, собранных и составленных Вочманом Ни в сотрудничестве с некоторыми братьями.

3) «Евангельские песни»: собрание из ста песен и гимнов, собранных и составленных Уитнессом Ли.

Критика[править]

ИСТОРИЯ ВОПРОСА[править]

О ТОМ, ЧТО ПРОИСХОДИЛО В США В 70—80-Х ГОДАХ КНИГИ НИЛА ДАДДИ И ДЖЕКА СПАРКСА

Чтобы читатель получил всестороннее представление об этом вопросе, необходимо рассказать о его предыстории.

Важно видеть, что глава в книге «Введение в сектоведение» является звеном в целой цепи событий, начало которым было положено в 70-е годы. Тогда в США были опубликованы две книги* — одна называлась «Богочеловеки» (“The God-Men”, автор — Нил Дадди), вторая — «Мозгоправы» (“The Mind Benders”, автор — Джек Спаркс). В обеих книгах в сильно искаженном виде преподносились учение и практика поместных церквей и содержались клеветнические высказывания в отношении Уитнесса Ли. Скорее всего, эти две книги не известны (и вряд ли когда-либо будут известны) подавляющему большинству наших читателей, но мы говорим о них, чтобы раскрыть один важный факт: глава в книге «Введение в сектоведение» воспроизводит многое из того, что написали эти два автора. Ниже мы покажем это на конкретных примерах, но сейчас наша задача состоит в том, чтобы сделать ясной для читателя сущность тех источников, на которые фактически опирался А. Дворкин в формировании своего мнения о поместных церквях и Уитнессе Ли и которые, вполне очевидно, послужили поводом для нападок, содержащихся в книге «Введение в сектоведение».

Прежде чем книги «Богочеловеки» и «Мозгоправы» были опубликованы, члены поместных церквей выражали резкий протест против каждой из них, но безрезультатно. Представители поместных церквей предпринимали многочисленные попытки встретиться с Дадди и Спарксом, чтобы обсудить имевшиеся у них вопросы, но эти попытки оказались бесполезными. Создавалось впечатление, что они не желают разговаривать с Уитнессом Ли и поместными церквями и попытаться понять их взгляды. Их единственным желанием было нападать. Они были настроены не как братья-христиане, ищущие истины, а как спущенные с цепи сторожевые псы, готовые разорвать жертву. «ВОЗЗВАНИЕ К КЕСАРЮ»

По этой причине Уитнесс Ли и поместные церкви были вынуждены последовать примеру апостола Павла в избранном им способе защиты от нападок иудейских приверженцев религии. Они, подобно Павлу, «потребовали суда кесарева» (Деян. 25:9-12). В США их «кесарем» было правосудие. Воззвание Павла к кесарю было обусловлено обвинениями, которые выдвинули против него ортодоксальные иудеи, обвинявшие его в «ереси» (Деян. 24:14) и называвшие его «вожаком секты» (Деян. 24:5)*. Ортодоксальные иудеи присоединялись к обвинениям против Павла (Деян. 24:9), чтобы уничтожить его. Они были исполнены ненависти к нему, потому что считали, что он разрушает их ортодоксальную иудейскую религию. Из-за этого Павел был вынужден потребовать суда кесарева. В принципе, положение, в котором оказались Уитнесс Ли и поместные церкви, было таким же. Поэтому они решили обратиться в судебные инстанции.

Поместные церкви и Уитнесс Ли неоднократно обращались к авторам и издателям этих двух порочащих книг с просьбами встретиться с ними и обсудить разногласия. Эти просьбы оставались без ответа. Авторы и издатели «Богочеловеков» и «Мозгоправов» не только отказались вести переговоры, но и демонстративно заявили о выпуске второго издания своих книг. В таких отчаянных обстоятельствах было принято решение обратиться в суд. Первой целью при этом было потребовать у авторов ложных обвинений ответа на публичном форуме, где спорные вопросы решались бы объективно и непредвзято. Второй целью было ознакомить общественное мнение с истиной. Таким образом, в 1980 году после многочисленных и неудачных попыток опровергнуть искажения, представляющие собой ложь и диффамацию, поместные церкви и Уитнесс Ли подали судебный иск против авторов и издателей книг «Богочеловеки» и «Мозгоправы», обвинив их в диффамации. В своей книге «Эксперты говорят о Уитнессе Ли и поместных церквях»** Дэн Тоул дает яркое описание кропотливой работы по подготовке к этому судебному процессу, а также результатов этой работы:

«Эти судебные иски дали возможность проверить, насколько истинны содержащиеся в этих книгах утверждения. По каждому спорному вопросу было проведено подробное расследование и были представлены документы. Показания причастных к делу лиц, взятые под присягой, регистрировались в письменном виде. Показания под присягой составили более двухсот томов. Были представлены и проанализированы многие тысячи документов. Каждое обвинение, имевшее характер диффамации, было тщательно исследовано, и все причастные к делу лица были подробно допрошены. Авторы и издатели имели неограниченные возможности доказывать истинность своих обвинений под присягой, [и] они имели неограниченные возможности опровергнуть экспертов, дававших показания на стороне поместных церквей. В течение более трех лет проводилось исследование предоставленных под присягой письменных показаний при подготовке к процессу. В результате этого долгого исследования содержание этих книг не получило подтверждения; напротив, были вскрыты умысел, враждебность и намеренные искажения со стороны авторов и издателей»1.

СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС[править]

В ходе процесса давали показания шесть экспертов. Они изучили поместные церкви, труды Уитнесса Ли и критические книги, направленные против них. Им была предоставлена возможность беспрепятственно проводить исследования. Они прочитали предоставленные под присягой показания людей, работавших над книгой «Богочеловеки». Некоторые из шести экспертов присутствовали при записи показаний свидетелей, поддерживавших авторов. Некоторые из них подробно беседовали с бывшими членами поместных церквей. Все шестеро посетили собрания в той или иной поместной церкви, чтобы увидеть собрания поместных церквей и их членов своими глазами. Некоторые из них имели продолжительное общение с членами поместных церквей. Одним словом, когда начался процесс, эти шесть свидетелей были готовы рассматривать любые спорные вопросы, которые могли быть подняты, и представить собственные свидетельства под перекрестным допросом с участием противной стороны. ИЗВИНЕНИЯ И ИЗЪЯТИЕ

До того как дело начало рассматриваться в суде, издатели книги «Мозгоправы», во-первых, принесли публичные извинения Уитнессу Ли и поместным церквям; во-вторых, изъяли книгу из печати и предложили книжным магазинам вернуть все нераспроданные экземпляры; и, в-третьих, 10 апреля 1983 года напечатали опровержение в восемнадцати ведущих газетах в крупнейших городах США. Ниже приводится содержание опровержения:

«ОПРОВЕРЖЕНИЕ В ОТНОШЕНИИ УИТНЕССА ЛИ И ПОМЕСТНЫХ ЦЕРКВЕЙ[править]

В 1977 году в книге «Мозгоправы», написанной Джеком Спарксом и опубликованной издательством «Томас Нельсон Инкорпорейтед», Уитнесс Ли и «Поместные церкви» обвинялись в том, что они являются культом и придерживаются еретических убеждений. До и после выхода первого издания книги издательство «Нельсон» получило много писем от «Поместных церквей» и их членов, протестовавших против лживости рассказывавшей о них главы. Несмотря на эти письма, в 1979 году издательство «Нельсон» опубликовало второе, расширенное издание книги. В 1980 году «Поместные церкви» подали в суд на издательство «Томас Нельсон» и на автора книги, обвинив их в диффамации. «Поместные церкви» не должны были быть включены ни в одно из изданий книги «Мозгоправы». Издательство «Нельсон» не желает причинять какой-либо ущерб или урон Уитнессу Ли, «Поместным церквям» или их членам, продолжая публиковать эту книгу. В связи с этим издательство «Нельсон» опровергает высказывания, сделанные о них в книге «Мозгоправы», и приносит свои извинения добропорядочным христианам — членам «Поместных церквей». В соответствии с вышесказанным, издательство «Нельсон» изъяло книгу из печати и распространения и предлагает всем книготорговым предприятиям, у которых имеются нераспроданные экземпляры книги, вернуть их издательству в счет будущих поставок.

«Томас Нельсон Инкорпорейтед» 10 апреля 1983 г.

Это опровержение было напечатано в следующих газетах на всей территории США:

«Лос-Анджелес таймс»
«Нью-Йорк таймс»
«Даллас морнинг ньюс»
«Атланта джорнэл»
«Кливленд плейн дилер»
«Чикаго трибюн»
«Сан-Франциско экзаминер»
«Вашингтон пост»
«Уолл-стрит джорнэл»
«Эйкрон бикон джорнэл»
«Коламбэс диспатч»
«Майами геральд»
«Рэли ньюс энд обсервер»
«Бостон глоб»
«Ориндж каунти реджистер»
«Хьюстон кроникл»
«Оклахома-сити сандей оклахоман»
«Сиэтл таймс»

Иск о возмещении ущерба, поданный против авторов и издателей книг «Богочеловеки» и «Мозгоправы», был отозван в отношении издательства «Томас Нельсон Паблишерз Инкорпорейтед», опубликовавшего книгу «Мозгоправы», после того как издательство согласилось напечатать в восемнадцати крупных газетах на всей территории США публичное опровержение с извинениями перед Уитнессом Ли и поместными церквями за диффамацию и порочащие утверждения, которые они напечатали в отношении Уитнесса Ли и поместных церквей. Однако иск против книги «Богочеловеки» остался в силе, и дело было заслушано в суде.

Суд установил, что книга Нила Дадди «Богочеловеки» является со всех главных точек зрения лживой и порочащей, и квалифицировал ее как диффамацию. О материалах этого судебного процесса можно прочитать в Приложении IV нашей книги.

Такова история, предшествовавшая нынешнему конфликту. Теперь перейдем к тому, что пишет против Уитнесса Ли и поместных церквей А. Дворкин.

ИСТОРИЯ ПОВТОРЯЕТСЯ[править]

В высшей степени странно, что А. Дворкин совершает те же самые ошибки, которые в свое время совершили Дадди и Спаркс. Тем более это странно потому, что существуют многочисленные доказательства, способные убедить любого объективного и непредубежденного* человека в том, что клеветнические и порочащие высказывания в отношении Уитнесса Ли и поместных церквей, напечатанные в книгах «Мозгоправы» и «Богочеловеки» двадцать лет тому назад в США и признанные в судебном порядке ложными, а теперь повторяемые А. Дворкиным, являются диффамацией, причем диффамация эта умышленная.

ИСТОРИЯ КОНТАКТОВ С А. ДВОРКИНЫМ[править]

Первая встреча

В конце 1993 года в нескольких московских газетах были напечатаны статьи, в которых в числе «тоталитарных сект» упоминались, в частности, поместные церкви. Связавшись с редакцией одной из газет, представители церкви в Москве узнали, что информация для опубликованной в ней статьи была предоставлена А. Дворкиным. В сентябре 1994 года пять членов церкви встретились с А. Дворкиным.

Цель встречи состояла в том, чтобы, во-первых, попросить А. Дворкина напечатать опровержение на одну из опубликованных статей и, во-вторых, убедить А. Дворкина не включать поместные церкви в разряд «сект» или «культов» в каких-либо документах, которые возглавляемый им Информационно-консультативный центр при Отделе религиозного образования и катехизации Московского Патриархата предоставляет средствам массовой информации. Во время этой встречи А. Дворкин занял жесткую наступательную позицию. Незадолго до этого он встречался с Джеком Спарксом, и на его рабочем столе лежала та самая развенчанная книга, «Мозгоправы» Джека Спаркса, которую А. Дворкин использовал для подкрепления своих доводов против Уитнесса Ли и поместных церквей. Когда ему сказали, что книга «Мозгоправы» была развенчана в ходе дачи показаний под присягой при подготовке к судебному процессу, что издатели книги принесли публичные извинения Уитнессу Ли и поместным церквям, а также напечатали опровержение со своими извинениями в восемнадцати крупных газетах США и отозвали все экземпляры книги из книжных магазинов, его это не смутило. В ходе встречи он ясно дал понять, что по-прежнему придерживается своего предвзятого мнения о том, что поместные церкви — это «секта» или «культ». При этом было ясно, что в своей критике он основывается в первую очередь на книге, которая, по признанию ее издателей, является порочащей и имеет характер диффамации.

Во время этой первой встречи с А. Дворкиным представители церкви указали на то, что в книге «Мозгоправы» цитаты из трудов Уитнесса Ли были намеренно оторваны от контекста, так что их смысл был противоположен тому, что хотел сказать Уитнесс Ли. Они предложили принести А. Дворкину соответствующие страницы из книг Уитнесса Ли, чтобы он смог прочитать те же цитаты в их контексте (эти страницы были переданы ему вскоре после этой встречи), а также дали ему несколько книг Уитнесса Ли и предложили прочитать их, чтобы непосредственно ознакомиться с тем, что говорит Уитнесс Ли, а не читать его труды в преломлении чьих-то предвзятых изложений. В ходе этой встречи было также упомянуто имя Гордона Мелтона. А. Дворкин сказал, что лично хорошо знаком с Мелтоном и доверяет его мнению. В ответ на это представители церкви порекомендовали ему книгу* Мелтона, содержащую его личные исследования и выводы относительно поместных церквей, и А. Дворкин сказал, что хотел бы прочитать ее. Впоследствии эта книга Мелтона была переведена с английского языка на русский и передана А. Дворкину во время второй встречи с ним. Что же касается статьи в газете, то А. Дворкин подтвердил, что информация для статьи была предоставлена им, но сказал, что самой статьи он даже не видел. Он также сказал, что если бы ему предложили написать статью о поместных церквях, то он бы писал ее в соответствии со сложившимся у него мнением независимо от аргументов, приведенных представителями церкви в Москве во время встречи. Соответственно, написать опровержение на эту статью он не согласился. Вторая встреча

Вторая встреча с А. Дворкиным состоялась в октябре 1994 года. В ней участвовали четыре представителя церкви в Москве, а также (со стороны А. Дворкина) православный священник отец Алексий и диакон Андрей Кураев. Цель этой встречи состояла в том, чтобы, во-первых, подробнее представить А. Дворкину учение и практику поместных церквей, во-вторых, узнать о его мнении относительно книг Уитнесса Ли и их фрагментов, переданных ему ранее, в-третьих, как и в предыдущий раз, попросить его (в надежде, что он изменил свое мнение на основе предоставленных ему материалов) содействовать в опубликовании опровержения на вышеупомянутую статью и, в-четвертых, попросить его не включать поместные церкви в списки «сект» или «культов». Книги Уитнесса Ли А. Дворкин, по его словам, прочитать не успел. Когда речь зашла о книге Гордона Мелтона, он сказал, вопреки своим прежним словам, что считает Мелтона человеком беспринципным и его мнению не доверяет, а доверяет тому, что пишет Джек Спаркс. Позиция А. Дворкина по-прежнему состояла в том, что поместные церкви — это «тоталитарная секта». Отвечая на вопросы отца Алексия и диакона Андрея Кураева, представители церкви в Москве рассказали о некоторых аспектах вероучения и практики поместных церквей. Позицию, на которой стоял А. Дворкин, можно сформулировать приблизительно так: «Дело не в том, кто вы и как вас лучше называть. Поскольку вы не православные и даже не сотрудничаете с Русской Православной Церковью, а действуете независимо от нее, то мы предупреждаем вас: мы будем делать все возможное, чтобы воспрепятствовать вашей деятельности в России. Положение в России и так тяжелое, а вы еще больше его усугубляете своим вмешательством в ту созидательную работу, которую ведет Русская Православная Церковь». Отец Алексий и диакон Андрей Кураев со своей стороны сказали примерно следующее: «Мы видим, что вы приятные люди. Мы допускаем, что вы не секта и не имеем ничего против вас лично. Но мы с вами стоим по разные стороны баррикад, поскольку вы не православные, и мы всегда будем противостоять вам». В ответ на это представители церкви в Москве сказали, что готовы согласиться с противостоянием, но любое противостояние должно быть честным. Они ясно дали понять, что если Русская Православная Церковь не согласна с какими бы то ни было сторонами деятельности поместных церквей или с тем, что говорит Уитнесс Ли, то поместные церкви не имеют ничего против открытого, честного спора на богословской основе. Вместе с тем они сказали, что не могут примириться с такими методами противостояния, как дискредитация на основе лживых материалов и зачисление в разряд «тоталитарных сект» или «культов».

Далее в ходе беседы отец Алексий и диакон Андрей Кураев сказали, что не будут лжесвидетельствовать против поместных церквей. Просмотрев ту самую статью в газете, где была представлена «ужасающая» картина «тоталитарных сект», Андрей Кураев сказал буквально, что автор этой статьи «заслуживает пощечины». Третья встреча

В марте 1996 года состоялась третья встреча представителей церкви в Москве с А. Дворкиным. Именно об этой встрече он упоминает в своей книге на с. 323. Эти «три молодых человека», окончивших «престижные московские вузы», принесли А. Дворкину экземпляр книги «Эксперты говорят о Уитнессе Ли и поместных церквях»*, чтобы привлечь его внимание к некоторым приведенным в этой книге оценкам экспертов относительно Уитнесса Ли и поместных церквей. Представители церкви в Москве хотели еще раз попытаться убедить А. Дворкина не рассматривать поместные церкви как «тоталитарную секту» или «культ» и попросить его прекратить нападки на поместные церкви. Никаких принципиально новых результатов эта встреча не принесла. Наступательная позиция А. Дворкина оставалась неизменной. К книге «Эксперты говорят…» А. Дворкин отнесся без какого-либо видимого интереса. Создавалось впечатление, что ему не нужны никакие аргументы — он твердо придерживается своих мнений несмотря ни на что.

В ходе этой встречи три представителя церкви в Москве также поделились своими свидетельствами о поместных церквях и об их членах.

ВЕРНОСТЬ УБЕЖДЕНИЯМ[править]

Оставаясь верным своим убеждениям, на которые никак не влияют факты, А. Дворкин опубликовал свои взгляды относительно Уитнесса Ли и поместных церквей в виде главы в книге «Введение в сектоведение». При чтении этой главы возникает ряд вопросов. Вопрос первый: «Разве можно назвать это научным исследованием?» На обложке книги приведен длинный список академических заслуг А. Дворкина. Он много лет учился в нескольких солидных учебных заведениях; он имеет внушительные научные степени; он занимает престижные должности. Но вновь и вновь невольно спрашиваешь себя: «Где же честность этого человека? Где его порядочность? Неужели истина не имеет для него никакого значения? Неужели у него нет профессиональной гордости? Где хоть одно свидетельство сколь бы то ни было честных попыток исследовать, кто такой Уитнесс Ли и что такое поместные церкви?» Именно такие вопросы возникают при чтении главы о Уитнессе Ли и поместных церквях в книге «Введение в сектоведение». Пример первый

Вот один пример, хорошо показывающий ход мыслей А. Дворкина. Упоминая книгу «Богочеловеки», он пишет (с. 324), что это «очень хорошая и правдивая книга», которую ее автор (Нил Дадди) написал, «глубоко изучив учение и практику» поместных церквей. Выше мы уже отмечали (с. 19-21, 23), что, как засвидетельствовали под присягой в суде незаинтересованные эксперты, книга Нила Дадди почти целиком представляет собой искажение учения Уитнесса Ли и практики поместных церквей. Кроме того, в отношении содержания книги «Богочеловеки» судья Сейранян в решении суда восемнадцать раз употребил формулировку «ложные и порочащие утверждения» и шестнадцать раз — формулировку «ответчики делали эти утверждения… безответственно игнорируя их истинность или ложность»*. Тем не менее, автор «Введения в сектоведение» утверждает, что это «очень хорошая и правдивая книга». Кому верить? Следует ли верить экспертной оценке шести незаинтересованных свидетелей, каждый из которых провел независимое и объективное исследование учения Уитнесса Ли и практики поместных церквей? Следует ли верить заключению судьи о том, что автор книги «Богочеловеки» «безответственно игнорировал истинность или ложность» своих утверждений? Или же следует верить словам А. Дворкина, что «Богочеловеки» — это «очень хорошая и правдивая книга»? Становится ясно, что А. Дворкину хотелось бы, чтобы книга «Богочеловеки» была «очень хорошей и правдивой», и он выдает желаемое за действительное вопреки любым доказательствам обратного. Таким образом, то, что автор «Введения в сектоведение» преподносит читателям своей книги, — это не выводы, основанные на научном исследовании, а выводы, основанные на его собственных предрассудках. А предрассудки редко уступают фактам — это избитая истина. Пример второй

Вот еще один пример. А. Дворкин пишет о смерти Дадди в горах Непала: «Там при загадочных обстоятельствах он погиб — разбился в пропасти». Констатируя факт, А. Дворкин затем ни с того ни с сего делает невероятный вывод: «Убийство, естественно, доказать не удалось… Думаю, что по меньшей мере косвенным образом «Поместная Церковь» несет ответственность за его смерть».* И это автор «Введения в сектоведение» выдает за научное исследование? Позор! На какие факты он опирается? На чьи свидетельства?

Вероятно, А. Дворкин не знает, что двоюродный брат Нила Дадди стал убежденным верующим-христианином и в данный момент является сильным и активным членом поместной церкви в своем городе в Калифорнии. Его зовут Джим Дадди. Свидетельство Джима Дадди включено в приложение VI к настоящей книге. Там же приводится его заявление под присягой о смерти его двоюродного брата Нила Дадди, которая, как было установлено в результате официального расследования, была самоубийством. Правду об этом эпизоде можно прочитать там.

СВЯЗЬ С УОЛТЕРОМ МАРТИНОМ[править]

Наше изложение истории вопроса останется неполным, если не прокомментировать факт использования А. Дворкиным книги «Новые культы»**. Редактором этой книги был Уолтер Мартин, а приложение к ней было написано его коллегами Робертом и Гретчен Пассантино. Опубликована она была издательством «Вижн хаус» в 1980 г.

Поучительно бывает выяснить, чьим последователем является тот или иной человек. Само по себе это позволяет многое узнать об этом человеке. Как только мы обнаруживаем, что автор «Введения в сектоведение» избрал Уолтера Мартина и его коллег в качестве источника для своей книги, многое сразу же становится ясным. Поэтому будет немаловажно навести некоторые справки о Мартине и о чете Пассантино. Тогда мы поймем А. Дворкина.

Что касается Уолтера Мартина, мы хотели бы привести три документально подтвержденных факта, дающих представление о его личных качествах, один документально подтвержденный факт, касающийся его образования, и один весьма показательный факт, касающийся публичной рекомендации, которую Мартин давал двум развенчанным книгам — «Мозгоправы» (автор Джек Спаркс) и «Богочеловеки» (автор Нил Дадди).

Факт №1: В июле 1973 года Уолтер Мартин (ныне покойный) развелся со своей первой женой. В своем окончательном решении суд удовлетворил иск Элейн Мартин о разводе, предъявленный Уолтеру Мартину, выступавшему в качестве ответчика. Формулировка суда: «Намеренный и неоднократный уход из семьи». Всех пятерых детей суд отдал на попечение Элейн.

Факт №2: Решение суда о расторжении брака между Уолтером Мартином и его женой было вынесено 13 июля 1973 года. 17 ноября того же года Уолтер Мартин заключил брак с Дарлин Неслэнд из Нью-Джерси, которая, по некоторым сведениям, ранее была его секретаршей.

Факт №3: В январе 1974 года Уолтер Мартин переехал в Калифорнию и приобрел дом в г. Сан-Хуан Капистрано. В свидетельстве о праве собственности сказано, что Мартин «не женат». Итак, Уолтер Мартин, бросив первую жену, женился на своей секретарше и сообщил о себе ложные сведения при покупке дома. Таких действий можно было бы ожидать от неверующего человека, но они никак не согласуются с нормами поведения верующего. Возникает вопрос: почему же А. Дворкин решил использовать в качестве источника своих аргументов против Уитнесса Ли и поместных церквей материал, написанный человеком с такой сомнительной репутацией?

Факт №4: Уолтер Мартин любил выставлять на показ свои академические заслуги. Он постоянно называл себя «доктор Мартин» и любил, когда другие называли его так же. Однако, после того как в статье, опубликованной в газете «Санта-Ана реджистер»* — одной из крупнейших газет округа, в котором жил Уолтер Мартин, — был раскрыт тот факт, что он получил степень доктора не в авторитетном учебном заведении, а на «фабрике дипломов» (т.е. в «неаккредитованном» учебном заведении, не имеющем официального статуса) в г. Санта-Ана, он перестал использовать в своих публикациях титул доктора. Например, в книге «Новые культы», которую А. Дворкин использует в качестве главного источника для своей книги, Мартин использует более низкий титул — «магистр гуманитарных наук».

Факт №5: В своей радиопрограмме, вышедшей в эфир 8 октября 1977 года, Уолтер Мартин выступал вместе со своими коллегами Робертом и Гретчен Пассантито. Они дали высокую оценку тем самым двум книгам, которые впоследствии были полностью развенчаны на суде — речь идет о книгах «Мозгоправы» Джека Спаркса и «Богочеловеки» Нила Дадди.

Это и есть краеугольный камень, опираясь на который можно понять паутину интриг и темные, коварные нападки, направленные против Уитнесса Ли и поместных церквей. Мы уже увидели, что книги «Богочеловеки» и «Мозгоправы» имеют один источник — материал организации «Эс-Си-Пи». Теперь в дополнение к этому мы видим, что Уолтер Мартин и его коллеги получили вдохновение из того же самого источника и рекомендовали этот источник. Сегодня, используя в качестве инструмента книгу Уолтера Мартина «Новые культы», автор «Введения в сектоведение» продолжает вести все ту же полностью развенчанную линию, начатую в книгах «Мозгоправы» Джека Спаркса и «Богочеловеки» Нила Дадди*.

Диалог с Фуллеровской богословской семинарией[править]

В конце 2004 года в ответ на растущее беспокойство, связанное с вопросами и обвинениями в отношении наших учений и практик, Фуллеровская богословская семинария (Пасадена, США) инициировала диалог с представителями поместных церквей и служения «Живой поток». Этот диалог продолжается до сих пор. Можно сказать, что Фуллеровская богословская семинария удовлетворена тем, «что учения и практики поместных церквей и их членов представляют собой подлинную, историческую, библейскую христианскую веру во всех существенных аспектах» (Заявление Фуллеровской богословской семинарии, см. ниже). Это не означает, что семинария полностью соглашается с нашими учениями и практиками в поместных церквях. Но в том, что касается существенных аспектов веры, Фуллеровская богословская семинария не находит причин для осуждения, как поступают некоторые в отношении нас, а в том, что касается второстепенных вопросов христианской истины и практики, авторы заявления предлагают вести общение и диалог.

Ниже мы приводим заявление Фуллеровской богословской семинарии о диалоге, который мы вели с ними, в котором содержатся их выводы о нас, сделанные после тщательного исследования и изучения наших учений и практик.

Фуллеровская богословская семинария и руководители поместных церквей и их издательства — служение «Живой поток» недавно завершили широкий диалог, продолжавшийся два года. За это время Фуллеровская семинария провела подробное рассмотрение и исследование основных учений и практик поместных церквей, уделив особое внимание работам Уитнесса Ли и Вочмана Ни, публикуемым служением «Живой поток». Эта шаг был предпринят в попытке ответить на многие вопросы и обвинения, которые часто связывают с этой группой церквей, и определить место учений и практик этих двух авторов и поместных церквей в свете исторического, ортодоксального христианства. Со стороны Фуллеровской семинарии в диалоге участвовали: ректор семинарии, профессор христианской философии доктор Ричард Моув, декан факультета богословия, профессор богословия и этики доктор Говард Лёвен и профессор систематического богословия доктор Вели-Матти Каракайннен. Поместные церкви представляли Минору Чень, Авраам Хо и Дэн Тоул. Служение «Живой поток» представляли Рон Кэнгас, Бенсон Филлипс, Крис Уайлд и Эндрю Юй.

Фуллеровская богословская семинария пришла к заключению, что учения и практики поместных церквей и их членов представляют собой подлинную, историческую, библейскую христианскую веру во всех существенных аспектах. Одна из задач, стоявших перед Фуллеровская семинарией, состояла в том, чтобы определить, действительно ли картина, которую обычно рисуют критики этого служения, в точности отражает учения этого служения. В этом вопросе мы обнаружили сильное расхождение между теми представлениями, которые формируются некоторыми кругами в отношении учений Вочмана Ни и Уитнесса Ли, и фактическими учениями, которые содержатся в их работах. В частности, грубо искажаются и, следовательно, чаще всего оказываются неверно поняты в христианском сообществе в целом и особенно среди тех, кто причисляет себя к евангельским христианам, учения Уитнесса Ли. Мы постоянно обнаруживали, что при беспристрастном изучении в свете Писания и истории церкви фактические учения, о которых идёт речь, имеют значительное библейское и историческое основание. Поэтому мы полагаем, что они заслуживают внимания и размышления со стороны всего Тела Христова.

Для понимания проделанной нами работы важно отметить, что с самого начала значительное внимание было уделено позиции этих церквей по существенным элементам подлинной христианской веры, которой держатся все истинные верующие-христиане. Мы полагаем, что, если можно с ясностью констатировать согласие по основополагающим постулатам веры, то дальнейший диалог и обсуждения в отношении несущественных учений должны проходить в сфере общения верующих. Такой вывод был сделан на основе того, что нами были прочитаны их издания, а также в результате нашего общения в ходе пяти встреч лицом к лицу между представителями Фуллеровской семинарии и представителями этих церквей и служения. В том, что касается их учения и свидетельства о Боге, Троице, личности и работе Христа, Библии, спасении, а также о единстве и единении церкви, Тела Христова, мы нашли, что они однозначно ортодоксальны. Кроме того, мы нашли, что их вероисповедание соответствует основным символам веры, несмотря на то что их исповедание внешне не оформлено в виде такого символа. Более того, мы также можем с уверенностью сказать, что нами не было найдено ничего, что свидетельствовало бы о культовых или околокультовых признаках среди руководителей этого служения и среди членов поместных церквей, которые придерживаются учений, представленных в публикациях служения «Живой поток». Следовательно, мы можем легко и спокойно принять их как подлинных верующих и равноправных членов Тела Христова, и мы безоговорочно рекомендуем всем верующим-христианам также протянуть им правую руку общения.

Отличительной чертой наших встреч был искренний, открытый, прозрачный и неограниченный диалог. К некоторым темам мы, представители Фуллеровской семинарии, подошли с особым интересом. Это такие темы, как Троица, слияние божественности и человечества, обожение, модализм, их толкование понятия «поместная» церковь и её практика, божественная и человеческая природы Христа, а также их отношение к верующим, не входящим в их собрания. Нам была предоставлена неограниченная свобода в исследовании каждой из этих областей. Во всех случаях мы обнаружили, что некоторые расхожие представления весьма далеки от фактических опубликованных учений, а также от вероисповедания и практики верующих в поместных церквях.

Настоящее заявление имеет целью предоставить заинтересованным лицам общий обзор работы, которой мы занимались, и наши общие выводы. В ближайшие месяцы вслед за этим кратким заявлением будет опубликована статья, в которой будут более подробно рассмотрены вышеупомянутые и другие важные богословские темы. Представители поместных церквей и служения «Живой поток» согласились подготовить заявление, в котором они представят в обобщённом виде свои учения по основным темам, вызывающим интерес в связи с ними. Фуллеровская семинария предоставит комментарии к их учениям, отражающие наше нынешнее понимание этих учений в результате обширного исследования и диалога.

5 января 2006 года

Литература[править]

  • «Вочман Ни — провидец божественного откровения в нынешнем веке», Уитнесс Ли


Статья из Большого Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона

Данная статья была взята с Большого Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. Это вовсе не означает что статью нельзя редактировать или обновлять, или исправлять неточность.

Если вы заметили неточность в статье, или хотите внести больше ясности, вы можете ее "редактировать" и "править" по Вашему усмотрению