Гесиод

Материал из Гуру — мира словарей и энциклопедий
Перейти к: навигация, поиск

Гесиод или Гезиод (Hesiodos) - один из древнейших и знаменитейших поэтов Греции, живший, однако, после Гомера, около 776 г. до Р. Х.; родом из Аскры в Беотии, куда его родители переселились из Азии. По смерти отца он, как видно из его сочинений, поссорился из-за наследства с братом своим Персом, причем пристрастный судья решил дело против него. Обиженный, он покинул родину и поселился, кажется, в Навпакте. Ему, как представителю беотийско-аскрийской школы (в противоположность ионийско-гомеровской, представителем которой был Гомер), приписывался в древности целый ряд эпических стихотворений. Из трех дошедших до нас бесспорно принадлежат Г.: греч. "Έργα καί Ήμέραι" ("Труды и дни"), в котором он уговаривает брата, угрожавшего ему новым процессом, отказаться от своего намерения и добиваться средств к жизни честным путем; тут же сообщаются разные экономические правила, относящиеся к земледелию, мореплаванию, домашнему хозяйству и т. д. Несмотря на незначительные художественные достоинства, сочинение это высоко ценилось в древности благодаря нравственному его содержанию. Принадлежавшая в первоначальной редакции Г., но дошедшая до нас в переработанном виде, со многими дополнениями и изменениями "Θεογονία" представляет собой первую попытку установить связь в сказаниях о богах, происходящих из разных местностей Греции, привести в систему и согласовать между собой представления о начале мира и богов. После произведений Гомера "Теогония" является главнейшим источником для ознакомления с древнегреческим мировоззрением. Относительно 3-го из приписывавшихся Г. сочинений, "Άσπίς Ήρακλέους", авторство его оспаривалось уже древними. Стихотворение это изображает борьбу Геркулеса с Кикном; главную часть его занимает описание щита Геркулеса - слабое подражание гомеровскому описанию щита Ахиллеса. Введением служат несколько стихов, представляющих отрывок из утерянного будто бы генеалогического стихотворения Г. о любовных похождениях богов со смертными женами (Κατάλογος γυναικών). Если у Гомера прежде всего поражает художественная сторона, то у Г., наоборот, преобладает дидактизм; в его стихотворениях нет полета фантазии, свежести и наивности Гомера. Первое собрание сочинений Г. вышло в Милане в 1493 г. Из позднейших лучшие Gaisford'a (Оксфорд, 1814), Lehrs'a (Париж, 1868), Sch ömann'a (1869), Gö ttling'a (1878), Fick'a (1885). Исследования о Г. писали Soetbeer (1837), Welcker (1865), Rzach (1876), Friedel (1879) и др. На русском яз. "Творения Г." в переводе Голенищева-Кутузова (М., 1807); "Гесиод. Вступление и примечания" Г. Властова (СПб., 1885).

Статья из Большого Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона

Данная статья была взята с Большого Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. Это вовсе не означает что статью нельзя редактировать или обновлять, или исправлять неточность.

Если вы заметили неточность в статье, или хотите внести больше ясности, вы можете ее "редактировать" и "править" по Вашему усмотрению