Гирландайо

Материал из Гуру — мира словарей и энциклопедий
Перейти к: навигация, поиск

Гирландайо (Ghirlandaio) - прозвище нескольких итальянских (флорентийских) художников, из которых особенно известны два: 1) Доменико Г. (1449-1494). Его отец, Томазо Бичарди, славился в свое время, как искусный золотых дел мастер; сохранилась легенда, что ювелирные гирлянды, которые он делал для головного убора девушек, были в большой моде и что вследствие того было дано ему прозвище "гирляндщик" (ghirlandaio), перешедшее и на его сыновей и внука. Доменико Г. первоначально готовился быть также золотых дел мастером, но рано обнаружил замечательные способности к живописи. Учителем его в ней был А. Бальдовинетти. К самым ранним произведениям этого мастера принадлежат фрески, исполненные им в Риме, но от этих работ сохранилось только "Призвание к апостольству св. Петра и Андрея"; затем, фресковый лик блаженного Иеронима в црк. Оньисанте во Флоренции, на котором все окружающее блаженного Иеронима представляет картину полнейшего домашнего затишья, в манере тогдашних нидерландских художников; наконец "Тайная Вечерь" в трапезе Оньисанте, в которой заметно удачное стремление придать каждому лицу отдельный индивидуальный характер. Гораздо выше является Г. во фресках часовни Сассетти, в церкви Санта-Тринита во Флоренции, изображающих события из жития св. Франциска. Лучшее из этих изображений - смерть св. Франциска. Торжественное расположение целого, строгость отдельных фигур, мужественное выражение сострадательного участия в лицах, и совершенство технического выполнения, - все эти качества ставят эту картину высоко. В изображениях на дисках своеобразная манера Доменико Г. не так заметна; при том в них неприятно поражает глаз известная пестрота и преобладание ярко-красного цвета. Им не менее, в числе этих картин встречаются весьма замечательные, как, напр., "Поклонение волхвов" в церкви флорентийского воспитательного дома (agli Innocenti). Две Мадонны его работы находятся в флорентийской акад. Одна из картин, помеченная 1485 годом, "Поклонение пастырей" с языческим саркофагом, заменяющим ясли. "Посещение св. Девы" находится в Лувре. "Мадонна" в сиянии с четырьмя святыми, в Берлинском музее. Доменико Г. довел направление искусства своего времени до особенной степени совершенства: портрет, в обширном смысле этого слова - вот что преимущественно выдается в произведениях Г., а именно помещение в церковно-исторических изображениях портретов современников для увековечения памяти о них. Просто и спокойно стоят эти лица в качестве зрителей или свидетелей по сторонам священного события. Их отношение к главному предмету можно сравнить с значением, какое имели хоры в греческой трагедии. Г. обыкновенно облекает фигуры зрителей в тогдашний обычный костюм и окружает их богатой флорентийской архитектурой с умно рассчитанной перспективой. Формы всегда прекрасно переданы, особенно природа схвачена с поразительной правдой. Технические приемы в стенописных работах Г. обличают небывалое совершенство. Г. усовершенствовал передачу воздушной перспективы. Кроме того, он считается основателем школы, создавшей Микеланджело Буонаротти. - 2) Ридольфо Г. (1483-1561), сын предыдущего, живописец, ученик своего дяди, Давида Г. и Фра-Бартоломмео, подвергшийся потом влиянию Л. да Винчи и Рафаэля. По манере он во многом напоминает этого последнего за флорентийский период его деятельности, как то особенно видно в двух картинах, хранящихся в Уффици: "Воскрешение св. Зиновием умершего отрока" и "Перенесение тела св. Зиновия во Флорентийский собор". Картины замечательны в особенности по экспрессии голов. Из других произведений Ридольфо Г. известны: "Увенчание Пресвятой Девы" (Лувр), женская головка (Питти), в церкви Санта-Спорито во Флоренции, "Несение Креста". В петербургском Эрмитаже находятся две сомнительные картины Ридольфо Г.: "Св. Семейство" (№ 30) и "Богоматерь с Младенцем" (Кроу и Ковальказелле приписывают их скорее Микеле да Ридольфо или Мариано да Пешиа).

В. Ч.

Статья из Большого Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона

Данная статья была взята с Большого Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. Это вовсе не означает что статью нельзя редактировать или обновлять, или исправлять неточность.

Если вы заметили неточность в статье, или хотите внести больше ясности, вы можете ее "редактировать" и "править" по Вашему усмотрению