Конфуцианство

Материал из Гуру — мира словарей и энциклопедий
Перейти к: навигация, поиск

Конфуцианство — социально-политическое учение, проповедующее неразрывную духовную связь человека, семьи и государства. Возникновение связано с легендарным мудрецом Кун Фу-цзы (буквально: «учитель Кун»), жившим в 551 — 479 гг. до н. э. и более известным как Конфуций. Конфуций — автор книги «Лунь юй» («Беседы и суждения»), которую образованный китаец ещё в детстве выучивал наизусть и руководствовался её правилами и советами всю жизнь.

Конфуций родился в эпоху междоусобицы, разделения Китая на враждующие государства, когда каждый князь хотел быть императором. Набравшись опыта работы в качестве чиновника, решил стать духовным учителем всего китайского народа. Разработал программу гармоничного общества, основанную на создании единых правил поведения в семье и на государственной службе. Народ, недовольный распрями правителей и произволом, поддержал реформу Конфуция.

Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении китайского общества. Оно остаётся актуальным и в настоящее время, спустя 2500 лет со времени жизни и деятельности автора.

Основополагающие принципы конфуцианства[править]

Представители данной философской школы в отличие от легистов выступают за мягкое управление обществом. Управление государством должно основываться не на страхе или насилии, а на почтении к старшим по возрасту и правителям, уважении к традициям. Правители и чиновники должны соответствовать качествам «благородного мужа». Государство должно стать для всех одной большой семьёй. Воспитание молодёжи должно строиться на противопоставлении «благородного мужа» «низкому человеку».

Учение Конфуция содержит ряд основополагающих этических норм:

♦ жить в обществе и для общества;
♦ уступать друг другу;
♦ слушаться старших по возрасту и по званию;
♦ подчиняться императору;
♦ сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;
♦ быть человечным.

Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.

Две основные проблемы, решаемые конфуцианством[править]

♦ Что такое «благородный муж» и как им стать?
♦ Какие правила могут составить основу гармоничного государства?

Взаимоотношения руководителей и подчинённых в конфуцианстве[править]

Руководитель должен обладать следующими качествами:

♦ подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам;
♦ управлять на основе добродетели («бадао»);
♦ обладать необходимыми знаниями;
♦ верно служить стране, быть патриотом;
♦ обладать большими амбициями, ставить высокие цели;
♦ быть благородным;
♦ делать только добро государству и окружающим;
♦ предпочитать убеждение и личный пример принуждению;
♦ заботиться о личном благосостоянии подчинённых и страны в целом.

В свою очередь, подчинённый должен:

♦ быть лояльным — по отношению к руководителю;
♦ проявлять старание в работе;
♦ постоянно учиться и самосовершенствоваться.

Социальное устройство общества[править]

Социальная жизнь основана на управлении и разделении на «руководителей» и «подчинённых». Управление эффективно и вызывает уважение, если:

♦ управляющие не просто занимают руководящие должности, а обладают нравственными качествами «благородных мужей» в своих поступках они проявляют чувство самоуважения и личной независимости, что придаёт им индивидуальность;
♦ с чувством ответственности исполняют поручения и приказы вышестоящих, что делает систему управления надёжной;
♦ управляя народом, демонстрируют чувство доброты, что делает их учителями, духовными наставниками;
♦ решая проблемы народа, проявляют чувство справедливости, что создаёт им авторитет.

Благородный муж во всех делах соблюдает принцип середины (избегает крайностей).

Самая острая проблема в конфуцианстве[править]

Как заставить «управляющих» исполнять свои обязанности по правилам «благородных мужей»? Конфуций находит решение: древнекитайские традиции и обычаи, по которым веками живут обычные люди, должны принять характер правовых законов для всего государства. Это означает, что государство должно превратиться в одну «большую семью», император — в «отца», — чиновники — в «старших братьев». Как «малая семья» основана на почтительном отношении жены к мужу, сына к отцу, младшего брата к старшему, точно на таком же уважении и почитании должно создаваться и функционировать государство. Закон без почтения и уважения к его исполнению — не закон. Насилие и страх также не могут быть основой ни «малой семьи», ни «большой».

См. также[править]


Статья из Большого Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона

Данная статья была взята с Большого Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. Это вовсе не означает что статью нельзя редактировать или обновлять, или исправлять неточность.

Если вы заметили неточность в статье, или хотите внести больше ясности, вы можете ее "редактировать" и "править" по Вашему усмотрению