Ламартин

Материал из Гуру — мира словарей и энциклопедий
Перейти к: навигация, поиск

Ламартин (Alphonse de Prâ t de Lamartine) - знаменитый французский поэт и политический деятель; род. в Маконе в 1790 г., умер в 1869 г. Отец его воспитал в преданности законной монархии; мать его была ревностная католичка. Детство и юношеские годы Л. провел в обществе матери и пяти сестер; это, вместе с рано развившейся любовью к природе, породило в нем особую мягкость характера и склонность к сентиментальной мечтательности. С детства любимым чтением Л. было Евангелие, а из французских поэтов - Расин. Школьное воспитание Л. получил сначала в Лионе, потом в иезуитской школе в Беллэ. Вернувшись на родину, он изучал классических авторов, восхищался Руссо и Бернардом де-Сен-Пьером и с увлечением воспринимал новые литературные веяния. Его юношеские увлечения составляют сюжет многочисленных поэм, где, в рассказах об Эльвире, Леноре, Грациэле, переданы истинные эпизоды из жизни поэта, лишь слегка прикрашенные вымыслом. Особенную роль в жизни Л. играла любовь к молодой женщине, воспетой им под именем Эльвиры; она рано умерла, и грустные мечты об утраченном счастье наложили на поэзию Л. печать меланхолии и заставили его искать утешения в Боге. Он много путешествовал, жил в Италии, пробовал счастья на дипломатической карьере. В1820 г. вышел его первый сборник стихов: "M é ditations", имевший сразу громадныйуспех; за ним последовали "Nouv elles Méditations" (1823), "Harmonies" (1835), "Jocelyn" (1835), "Chute d'un Ange" (1838), "Recueillements poé tiques" (1839). В 1829г. Л. избранбыл членом французской акад.; в 1832 г. он совершил большое путешествие по Востоку и описал его в "Voyage en Orient" (1835). Время с 1839 по 1849 г. - расцвет политической деятельности и Л. (см. ниже).Последние двадцать лет жизни Л. полны были лишений и страданий. Литературное значение Л. основано главным образом на его первых стихотворных сборниках. Французская критика единогласно признает автора "M é ditations" одним из величайших поэтов Франции. Его талант во многих отношениях не уступает В. Гюго, но по своему артистическому темпераменту Л.- не глава школы; это отличает его от Гюго и определяет его положение относительно романтизма. Он стоял вне литературных распрей своеговремени, не имел литературного самолюбия (его физическая красота и элегантная аристократическая осанка более удовлетворяли его, чем литературный успех) и сам называл себя дилетантом-"curiosus litte r arum", вроде друзей Горация и Виргилия. Всвоих первых стихотворениях Л. подражал Вольтеру, Парни и шуточному жанру Грессэ. Большие философские его поэмы в александринских стихах ("L'homme", "La Pri ère", "L'Immortalité "), его оды (например, "Enthousiasme") и некоторые стансы повторяют манеру Ж. Б. Руссо и других поэтов XVIII в. Шатобриан, Гете, m-me де Сталь приобщили его к духу времени; под их влиянием окреп лирический талант Л., искавший только рамок для отражения своего внутреннего мира. Темой его поэзии, субъективной и отчасти ораторской, сделалась намеченная уже до него m-me де Сталь "загадочность человеческой судьбы"; ее главное содержание - "грустно созерцательное настроение, уединение лесов, беспредельность горизонта, звездное небо, вечность и бесконечность, таящиеся в душе христианина". Шатобриан внес идею христианства в художественную прозу, Л. внес глубокое христианское настроение в поэзию; эти черты объединяют двух велик. представителей романтизма. Но Шатобриан, поэт страсти и ярких красок, вводит в религию элемент любви и страсти, его христианство полно чувственности и жизнерадостности; Л., в котором вера - дело природного инстинкта и воспитания, воспевает любовь, очищенную и одухотворенную скорбью и близостью надвигающейся или уже наступившей смерти. Это - та личная нотка, которую Л. внес в романтическую поэзию: он создал элегию. "Lac", "Isolement", "A Elvire", "Le Vallon", "Crucifix" и др. составляют вечные памятники его славы и дышат неподдельным, искренним чувством, гораздо более, чем длинные поэмы - "Jocelyn", "Chute d'un Ange", где поэтические красоты чередуются с риторической декламацией. В поэзии Л. женщина является посредницей между земной жизнью и высшим, божественным миром; скорбь при мысли об утраченной возлюбленной окрашивается глубокой верой в бессмертие. Сочетание поэтической меланхолии с инстинктивной верой составляет главное обаяние поэзии Ламартина, не отличающейся новизной замысла. Вce дело в непосредственности чувства, которым дышит, напр., "Lac", где старая мысль о бренности земного счастья облечена в неподражаемо трогательную форму. В лирических сборниках, явившихся после первых "M é ditations", религиозное настроение все более усиливается и выливается в гимны, проникнутые христианским смирением. "Harmonies" более музыкальны по языку, но уступают "M é ditations" по нежности формы. См. Ch. de Pomerols, "Lamartine" (П., 1889); Felix Reyssi é, "La jeunesse de L." (П., 1892); Chamboran de Perissat, "Lamartine inconnu"; E. Deschanel, "Lamartine" (П., 1893); F. Bruneti ère, "Evolution de la poésie lyrique en France"; E. Faguet, "Etudes sur le XIX s."

З. В.

В молодости Л. служил в королевской гвардии, с 1823 по 1829 г. был секретарем посольства в Неаполе и во Флоренции. Кн. Полиньяк предложил ему место главного секретаря мин. иностр. дел, но Л. отказался, так как не разделял реакционных взглядов этого кабинета. В том же 1829 г. он был назначен посланником при герцоге Леопольде Саксен-Кобург-Готском. Узнав об июльской революции, Л. подал в отставку. Избранный, в 1833 г., в палату депутатов, он в первой же речи объявил себя независимым консерватором. В политике он, прежде всего, моралист, в социальных вопросах - проповедник прогресса и религиозной терпимости, защитник свободы и пролетариата. Блестящие его речи волновали палату и с жадностью читались. Определенных политических планов у Л. не было; он поддерживал консервативный кабинет Моле, а когда приверженцы последнего предложили ему председательство в палате, Л. отказался, заявив, что он прогрессист, а они - консерваторы. В 1840 г., противодействуя политике Тьера по вост. вопросу, Л. высказался за уничтожение Турецкой империи, предложив отдать Константинополь - России, Египет - Англии, а Сирию - Франции. С 1843 г. он становится решительным противником консервативного направления Гизо. Слава Л. достигла своего апогея в 1847 г., когда он выпустил в свет "Историю жирондистов". Впечатление получилось громадное. В этой увлекательно написанной книге Л. дает блестящую апологию жирондистов. Научного здесь очень мало; это - ряд блестящих портретов и описаний, проникнутых республиканским настроением. После отречения Людовика-Филиппа (24 февраля 1848 г.) Л. решительно восстал в палате против регентства герцогини Орлеанской и произнес горячую речь, предлагая учредить временное правительство и созвать национальное собрание. В качестве члена временного правительства Л. взял на себя портфель министра иностранных дел. Только под напором обстоятельств решился Л. немедленно провозгласить республику, в которой он, благодаря таланту и красноречию, явился посредником между консерваторами и крайними. В эти бурные дни Л. обнаружил большое мужество и такт. 25 февраля, когда временному правительству угрожала опасность быть разогнанным народной толпой, Л. произнес знаменитую речь, где красноречиво описал ужасы революции и воспел трехцветное знамя (в противоположность красному). 4-го марта Л. отправил к европейским дворам манифест в миролюбивом духе. Ряд народных манифестаций (в марте и апреле) заставил Л. прибегать к вооруженной силе. Спокойствие восстановлялось, но популярность Л. падала. Выбранный в 10-ти департаментах депутатом в учредительное собрание, Л. был выбран собранием в члены исполнительной комиссии. Восстание 15 мая было подавлено, благодаря распорядительности Л. Это был последний день его славы. Желая всех примирить, он никого не удовлетворял. Собрание отвергло предложение Л. о недопущении в его среду Луи-Бонапарта, а сближение Л. с Ледрю-Ролленом и ген. Кавеньяком оттолкнуло от него и консерваторов, и радикалов. Июньские дни положили конец его участию в управлении. В вопросе о выборе президента республики Л. разошелся с Греви, предлагавшем предоставить избрание президента республики не народу, а палате. На выборах в президенты Л. получил очень мало голосов. Даже в законодательное собрание 1849 г. он не был выбран, хотя выступил кандидатом в 10-ти департаментах. Возвратясь к литературной деятельности, он основал и редактировал политический журнал "Conseiller du peuple". В его "Civilisateur" (1851) интересны биографии великих людей, особенно Цезаря - сатира против Наполеона. В 1848 г. Л. написал "Trois mois au pouvoir", в 1849 г. - "Histoire de la r évolution de fé vriev". В "Histoire de la Russie" (1855), "Histoire de la Turquie", "Histoire des Constituants" выразился упадок таланта Л. В его "Histoire de la Restauration" (1851-63) много драматических страниц и художественных очерков, но научного значения она также не имеет. По-русски переведена "История жирондистов" (СПб. 1871, первые 2 тома).

П. К.

Статья из Большого Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона

Данная статья была взята с Большого Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. Это вовсе не означает что статью нельзя редактировать или обновлять, или исправлять неточность.

Если вы заметили неточность в статье, или хотите внести больше ясности, вы можете ее "редактировать" и "править" по Вашему усмотрению