Пасха (христианский праздник)

Материал из Гуру — мира словарей и энциклопедий
Перейти к: навигация, поиск

Па́сха (греч. πάσχα, от ивр. песах, букв. «прохождение мимо») в христианстве; также Воскресе́ние Христо́во (греч. Η Ανάστασις του Ιησού Χριστού ) — древнейший христианский праздник; важнейший праздник богослужебного года; установлен в честь воскресения Иисуса Христа; дата в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю.

Расчёт даты Пасхи[править]

Даты пасхального воскресенья,
20002020
год григорианская
пасхалия
александрийская
пасхалия
2000 23 апреля 30 апреля
2001 15 апреля
2002 31 марта 5 мая
2003 20 апреля 27 апреля
2004 11 апреля
2005 27 марта 1 мая
2006 16 апреля 23 апреля
2007 8 апреля
2008 23 марта 27 апреля
2009 12 апреля 19 апреля
2010 4 апреля
2011 24 апреля
2012 8 апреля 15 апреля
2013 31 марта 5 мая
2014 20 апреля
2015 5 апреля 12 апреля
2016 27 марта 1 мая
2017 16 апреля
2018 1 апреля 8 апреля
2019 21 апреля 28 апреля
2020 12 апреля 19 апреля

Дата Пасхи определяется из соотношения лунного и солнечного календарей (лунно-солнечный календарь).

Сложность вычисления обусловлена смешением независимых циклов и ряда требований:

Правило звучит как «Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния». Весеннее полнолуние — это первое полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия.

Обе Пасхалии — Александрийская и григорианская — основаны на этом принципе.

Для расчета даты полнолуния в год Y надо найти круг Луны — её положение в 19-летнем цикле полнолуний (Метонов цикл);
В 1 год н.э. круг Луны равнялся 2, соответственно в год Y от Р. Х.

Круг Луны = остаток от (Y2)/19;

Основание Луны — число, показывающее возраст луны на 1 марта, то есть сколько дней прошло к 1 марта от предыдущей лунной фазы. Разница между основаниями равна 11. Число дней лунного месяца равно 30. Для расчета используется золотое число Метонового цикла — G=круг Луны + 3;

Основание = остаток от (11·G)/30 .
Новолуние = 30Основание;
Полнолуние = Новолуние + 14;

Если полнолуние раньше 21 марта, то пасхальным считается следующее полнолуние (+ 30 дней). Если пасхальное полнолуние выпадает на воскресение, то Пасха празднуется в следующее воскресение.

Однако православная и католическая Пасха используют разные Пасхалии, что приводит к тому, что одно и то же правило приводит к разным датам

Вычисление даты православной Пасхи[править]

Православная Пасха рассчитывается по Александрийской Пасхалии.

Полнолуние(Y) = 21 марта + [(19·[Y/19] + 15)/ 30].

где [a / b] — остаток от деления нацело a на b.
Если значение Полнолуние(Y)< 32, то дата полнолуния будет в марте;
Если значение Полнолуние(Y)>= 32, то следует вычесть 31 день, и получится дата в апреле.

  • Формула Гаусса вычисления Пасхи: [a/b]-остаток от деления;
a = [19·[Y /19] + 15) /30] (например,[2007/19] = 12, а= [(19 · 12 + 15)/30]= 3, Полнолуние(2007)= 21 марта+3=24 марта)
b = [(2·[Y /4] + 4·[Y /7] + 6·a + 6) / 7] (например, [2007/4]= 3,[2007/7]=5, итак для 2007 года b=1)

Если (a + b) > 10, то Пасха будет (a + b − 9) апреля ст. стиля, в противном случае — (22 + a + b) марта ст. стиля. Получаем 22 + 3 + 1 = 26 марта (ст. ст) или 26 марта + 13 = 8 апреля (н. ст.)

Дата Пасхи может попадать в период от 22 марта до 25 апреля по ст. стилю. (В XX—XXI веках это соответствует периоду с 4 апреля по 8 мая по н. стилю). Если Пасха совпадает с праздником Благовещения (7 апреля), то она называется Кириопасха (Господня Пасха).

Православные христиане к чудесным свидетельствам Пасхи относят схождение Благодатного Огня в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, которое происходит в Великую Субботу перед православной Пасхой.

Вычисление даты католической Пасхи[править]

В XVI веке Римско-католическая Церковь провела календарную реформу, целью которой было ввести новый способ пасхальных расчётов. Новая пасхалия была составлена неаполитанским астрономом Алоизием Лилием и немецким монахом-иезуитом Кристофером Клавием.

Расхождение между датами православной Пасхи и католической вызвано различием в дате церковных полнолуний, и разницей между солнечными календарями — 13 дней в XXI веке. Западная Пасха в 45 % случаев на неделю раньше православной, в 30 % случаев совпадает, 5 % — разница в 4 недели, и 20 % — разница в 5 недель (больше лунного цикла). Разницы в 2-3 недели не бывает.

Католическую пасху можно расчитать по следующему алгоритму:

  1. G=[Y/19]+1 (G — золотое число в метоновом цикле);
  2. C=[Y/100]+1 (если Y не кратен 100, то С — номер века);
  3. X=[3·C/4]—12] (поправка на то, что три из четырёх лет кратных 100 не високосны);
  4. Z=[(8·C+5)/25]—5] (синхронизация с лунной орбитой, год не кратен лунному месяцу);
  5. D=[5·Y/4]—X10 (в марте день −D mod 7 будет воскресенье);
  6. E = [(11·G+20+Z-X)/30] (основание или эпакта — указывает на день наступления полнолуния);
  7. ЕСЛИ (E=24) ИЛИ (E=25 И G>11) ТО увеличить E на 1;
  8. N=44-E (N-е марта — день календарного полнолуния);
  9. ЕСЛИ N < 21 ТО увеличить N на 30;
  10. N=N+7—[(D+N)/7];
  11. ЕСЛИ N > 31 ТО дата Пасхи (N-31) апреля ИНАЧЕ дата Пасхи N марта.

«пасха» имеет и другие значения...


Пасха (Брокгауз и Ефрон)[править]

Пасха — главный христианский праздник, в честь воскресения И. Христа. Он существовал уже при апостолах и первоначально был посвящен воспоминанию смерти И. Христа, почему сначала на всем Востоке совершался 14-го дня месяца нисана, в день приготовления евреями пасхального агнца, когда, по сказанию евангелиста Иоанна и по мнению древнейших отцов церкви (Иринея, Тертуллиана, Оригена), последовала крестная смерть И. Христа. По учению церкви, пасхальный агнец евреев - прообраз И. Христа, почему в Св. Писании и. Христос называется агнцем Божьим, агнцем пасхальным, Пасхой (I Кор. V, 7, св. Иоанна XIX, 33, 36, Исход. XII, 46); это название сохраняют за ним и древнейшие отцы церкви, которые даже самое название П. производят не от еврейского Pesakh, P â sakh (арамейское Paskha), как это делают обыкновенно, а от греч. πάσχειν - страдать (Иустин, Тертуллиан, Ириней). По синоптикам, смерть И. Христа последовала не 14, а 15 нисана, хотя из их сказаний и не видно, чтобы тот или другой из этих дней был днем еврейской П.; но те из восточных христиан, кто в вопросе о П. следовал синоптикам, а не Иоанну, также справляли П. 14-го нисана, относя празднование к воспоминанию тайной вечери И. Христа. Указаниe на существование П., как особого праздника, еще при апостолах у христиан из язычников Епифаний Кипрский (ср. М. Голубев, "Обозрение 1-го посл. к Коринф.) видит в словах апостола (1 Кор. V, 7): "Наша П. за нас пожжен Христос... будем праздновать (έοσταζωμεν) не в квасе ветхом.." По мнению новейших исследователей, эти слова апостола не дают основания утверждать, что у коринфян существовал при апостолах особый праздник П., так как ближайшие к апостолам отцы церкви не упоминают о каком бы то ни было годичном празднике П., празднуемом в один нарочито избранный период или день. Ерм в "Пастыре" (кн. III, подобно V, 1) упоминает о пятнице как дне еженедельного поста и скорби в воспоминание страданий и смерти И. Христа), а Тертуллиан ("Dе corona mil.", гл. III) - о воскресном дне недели, как дне радости и веселия, когда не было ни поста, ни коленопреклонении, в память воскресения Христова. Эти еженедельные празднования были более торжественными в начале года, когда они совпадали с днями годовщины смерти и воскресения И. Христа. С течением времени, еще во II в., чествование этих событий сконцентрировалось в два нарочитых праздника, которые оба называлась пасхой: Пасха в честь смерти И. Христа - πάσχα σταυρόσιμον, pascha crucificationis, и П. в честь воскресения Христова - πάσχα άναστάσιμον resurrect ionis. Первая проводилась в скорби и строгом посте, который продолжался не только в пятницу, но и в субботу, даже до утра воскресенья, и заканчивался воскресной евхаристией, которой начиналась pascha resurrectionis. По некоторым указаниям, праздник П. воскресной продолжался пятьдесят дней и был праздником не только воскресения И. Христа, но и его вознесения, а также сошествия Св. Духа, почему получал иногда название Пятидесятницы. Чем более обособлялась церковь от иудейства, тем более восточный способ празднования П (одновременно с иудеями, 14 нисана), практиковавшийся особенно в малоазийских церквах, казался несообразным с существом дела. Празднующих пасху в этот день называли - в церквах, образовавшихся из язычников - иудействующими, квадродециманами. На Западе никогда не связывали празднования П. с П. иудейской и совершали ее в первый после полнолуния день воскресный, а не в пятницу. Чем далее, тем более пасха в церквах из язычников становилась П. resurrectionis. Это различие повело к спорам между Востоком и Западом - так наз. "пасхальным спором", длившимся между азийскими епископами и Римом с конца в. в продолжение всего III в. В 160 г. Поликарп, епископ смирнский, посетил Аникиту, епископа римского, с целью соглашения, но каждая сторона осталась при своем взгляде. В 170 г. происходили споры о том ж в Азии; против квадродециманов писали Аполлинарий Иерапольский и Мелитон сардийский, доказывавшие, что И. Христос умер 14-го нисана и потому не мог вкушать П. еврейской в год своей кончины (Евсев., "Церк. ист.", IV, 26, 3). По настоянию римского епископа Виктора собраны были, для рассмотрения вопроса, соборы в Палестине, Понте, Галлии, Александрии, Коринфе. Епископы Азии твердо держались своего мнения; тогда Виктор решился прервать общение с Малой Азией и требовал того же от других церквей. Ириней Лионский убедил его, однако, не нарушать единства веры ради различия обряда. Спор продолжался до никейского вселенского собора, который, склонясь на сторону римского мнения, определил (прав. 7), чтобы П. праздновалась христианами непременно отдельно от иудеев и непременно в день воскресный, следующий за полнолунием. Для более точного определения дня П. на каждый год сделаны были надлежащие исчисления (см. Пасхалия). Евсевий в "Церк. истории" говорит, что большая часть церквей малоазийских подчинилась определению собора; но были церкви, сохранявшие старинный обычай. Собор антиохийский 341 г. отлучил от церкви этих "иудействовавших". От IV в. сохранились свидетельства, что обе П. - crucificationis и resurrectionis - соединялись, и на Востоке и на Западе, вместе и продолжались каждая по семи дней, не считая самого дня светлого воскресенья, которому праздник crucificationis предшествовал. Не ранее, как в V в., название П. стало усвояться исключительно празднику Воскресения Христова, причем чем далее, тем торжественнее он стал совершаться. Светлое Воскресение получило название "царя дней", "праздников праздника". Празднование его сопровождалось внецерковными манифестациями, иллюминацией; в храме вернее в известные моменты восклицали, обращаясь друг к другу: Господь воскресе! Воистину воскресе! Императоры, по случаю праздника, давали свободу заключенным в тюрьме, богатые граждане отпускали рабов; бедные получали помощь от правительства и частных лиц. С особенной торжественностью празднуется П. и доселе, по особому чинопоследованию, печатаемому в "Типиконе", а также издаваемому отдельной книжкой. Особенности этого чина: обилие зажжения и света (зажигаются все лампады и паникадила со свечами и все присутствующие на утрени имеют зажженные свечи); священнослужители облачаются в самые лучшие ризы и т. д.


См. Augusti, "Denkwurdigkeiten aus d. christl. Archaeologie"; Weitzel, "Die christliche Passahfeier der ersten drei Jahrbunderie" (1848); Hilgenfeld, "Der Paschastreit und das Evangelium Johanns" в "Teol. Jarb." (1849); Baur, "Das Christen. thum und die christliche Kirche der ersten Jarhund."; архим. Иоанн, "Опыт курса церк. законоведения" (т. I); Горский, "Совершил ли И. Хр. еврейскую П." ("Прибавление к твор. св. отцов", 1853); о том же статьи Д. А. Хвельсона и Н. Н. Глубоковского в "Христ. Чтении"; И. Покровский "П." (СПб., 1868).

Н. Б-в.

Богослужение воскресению Христову начинается уже в великую субботу, но во всей торжественности оно открывается на утрени. После полунощницы бывает торжественное шествие вокруг храма, чтобы встретить Христа вне его, подобно мироносицам, встретившим воскресшего Господа вне Иерусалима. Во время утрени, при словах: "Друг друга обымем, рцем, братие", бывает целование. Часы в день П. состоят не из псалмов, а из пасхальных песнопений. На литургии, совершаемой в самые ранние часы, читается Евангелие от Иоанна (I, 1-17) о божестве И. Христа. Если литургия совершается собором священников, то Евангелие читается на различных языках, в знак того, что большая часть народов на земле признают воскресшего своим Богом и Господом. На вечерне в день П. читается Евангелие о явлении Господа апостолам в вечер дня воскресения (Иоан. XX, 19). Пасхальные песни принадлежат большей частью св. Иоанну Дамаскину; они составлены им на основании древних отцов церкви, преимущественно Григория Богослова, Григория Нисского и др. Богослужение в продолжение всей пасхальной седмицы совершается при открытых царских вратах, в знаменование того, что воскресением И. Христа открыт всем доступ на небо. При пасхальном целовании и приветствии (Христос воскресе!) верующие издревле дарят друг друга красными яйцами. Обычай этот, по преданию, обязан своим началом св. Марии Магдалине, которая, представ перед императором Тиверием, поднесла ему в дар, красное яйцо с приветствием Христос Воскресе! и с этих слов начала свою проповедь (см. Константин Экономид, "О начале обыкновения употреблять красные яйца во время П.", перевод с греческого, 1826). Яйцо служит символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его; окрашенное красной краской, оно знаменует возрождение наше кровию Иисуса Христа. К пасхальным обрядам относится также благословение артоса (см.) и яств, особенно сыра и яиц, как пищи, которую с этого времени дозволяется вкушать. Существует обычай приготовлять в домах хлеб, как бы домашний артос (кулич), и носит его в день П. в притворе церкви для освящения, вместе с сыром и яйцами. Во всю светлую седмицу бывает целодневный звон, в знак торжества церкви, празднующей победу и. Христа над смертию и адом. Праздник П. продолжается 40 дней, в память сорокадневного пребывания И. Христа на земле по воскресении. В отдание П. служба совершается подобно тому, как в отдания двунадесятых праздников.


Ср. П. Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви" (М., 1890); П. Левашев, "Обычай употребления красных яиц в праздник св. Пасхи" (СПб., 1895); прот. К. Никольский, "Пособие к изучению" Устава Богослужения православной церкви" (СПб., 1888); прот. Д. Смолодович, "Литургика, или наука о богослужении православной восточной кафолической церкви" (Киев, 1868).


Статья из Большого Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона

Данная статья была взята с Большого Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. Это вовсе не означает что статью нельзя редактировать или обновлять, или исправлять неточность.

Если вы заметили неточность в статье, или хотите внести больше ясности, вы можете ее "редактировать" и "править" по Вашему усмотрению