Сарасвати

Материал из Гуру — мира словарей и энциклопедий
Перейти к: навигация, поиск

Сарасвати (санскр. Sarasvat î - богатая водами) - в индийской мифологии имя разных рек, олицетворенных в виде богинь, и просто богинь. В Ригведе С. - еще река, прославляемая больше других рек, в целых трех гимнах и многочисленных отдельных стихах. Течение ее плодотворно; величиной и чистотой она превосходит все прочие реки, бежит с гор, из небесного океана; у С. семь сестер, и сама она разделяется на семь рек, матерью которых она является (см. Сантасиндхава). Один раз ей придается эпитет asury â - "божественная". С. - очистительница; ее вместе с водами, дающими здоровье, потомство и бессмертие, призывают даровать жизненность. Отсюда ее связь с божествами, покровительствующими произрождению. Ее никогда не опускающаяся грудь приносит всяческие богатства, она доставляет изобилие и пищу, откуда частый ее эпитет subhaga ("щедрая"). Она уничтожает хулителей богов, но поклонников своих защищает и побеждает их врагов. С. нередко призывается вместе с другими богами, особенно часто - с Марутами. Таким образом, в Ригведе в мифологическом образе С. сказываются почти исключительно черты, свойственные олицетворению реки. Позже, в брахманах и Магабхарате, С. отождествляется с богиней речи Вачь (санскр. V â с = речь, язык), а в послеведийской мифологии делается богиней мудрости и красноречия, изобретательницей санскритского языка и азбуки деванагари (см.), покровительницей наук и искусств. Переход к этим позднейшим образам наблюдается уже в ведах, где рассказывается, как С. во время целебного жертвоприношения, совершавшегося богами, с участием небесных врачей - Ашвинов, возвратила своей речью (v âcâ) силу Индре. Относительно самой реки, послужившей прототипом для позднейшего олицетворения, взгляды ученых расходятся. Имя С. сходно с именем реки Харакайти (Haraqaiti), упоминаемой в Авесте и текущей в Афганистане. Возможно, что эта последняя река и была впервые прославлена как С. Рот, Грассман, Лудвиг и Циммер думают, однако, что прототипом ведийской С. служила какая-нибудь великая река, напр. Инд (С. было его священным именем, а Синдху - светским), и только впоследствии имя С. было перенесено на небольшую реку в Мадхьядеше вместе со священным к ней уважением. Макс Мюллер думает, что С. тождественна с небольшой рекой С. (теперь Сарсути), которая вместе с р. Дршадвати служила границей священной страны Брахмаварты, колыбели древних индусов-арийцев, а теперь теряется в песках пустыни Инда (в ведийскую эпоху она еще впадала в море). Ольдгем на основании наблюдений над прежним руслом реки доказывает, что С. была некогда притоком р. Шутудри (теперь Сетледж) и продолжала течь по ее руслу, когда Шутудри оставила его и соединилась с Випашем (Бьяс). С., как жена Брахмы, в позднейшую эпоху носит имя Брахми и изображается женской красивой фигурой белого цвета, без изобилия членов, свойственного индийским позднейшим божествам, с полумесяцем на лбу и лютней в руках, восседающей или стоящей на лотосе. У бенгальских вишнуитов существует предание, что С. некогда была женою Вишну вместе с Лакшми (см.) и Гангой. Жены ссорились между собою, и Вишну, находя многоженство обременительным, отдал С. Брахме, а Гангу - Шиве, оставив для себя одну Лакшми.

С. Б-ч.

Статья из Большого Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона

Данная статья была взята с Большого Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. Это вовсе не означает что статью нельзя редактировать или обновлять, или исправлять неточность.

Если вы заметили неточность в статье, или хотите внести больше ясности, вы можете ее "редактировать" и "править" по Вашему усмотрению