Словинцы

Материал из Гуру — мира словарей и энциклопедий
Перейти к: навигация, поиск

Словинцы или словенцы (сами себя они называют Slovenci, но в русской литературе больше известно старое книжное название С., которое, кстати, имеет отличие и от словенский = словацкий; впрочем, некоторые словисты, напр. В. И. Ламанский, рядом со "словинский" в том же значении употребляют и "словенский") - один из самых небольших славянских народов. Словинцы живут главным образом в горной стране Штирийских Альпов и плоскогорья Карста, образуя более или менее сплошные массы главным образом в цислейтанских провинциях Австрии и отчасти в Венгрии и Италии. В Австрии словинцы живут в Крайне, в южной части Штирии, в юго-восточной Каринтии (Хорутании), в Герце и Градиске, в небольшой части северо-западной Истрии; в Венгрии - в частях комитатов Саладского, Железного и Веспримского; в Италии - в Резьянской долине (Удинский округ), составляя большинство населения лишь в Крайне, Герце и Градиске. В Австрии их числится около 1175 тыс., в Венгрии - ок. 60000, в Италии - ок. 33000 чел. Некоторые слависты причисляют к словинцам еще часть обитателей так называемой Провинциальной Хорватии (в жупаниях Вараждинской, Загребской и Крижевацкой), Между-Мурья, венгерских комитатов Шомодского и Крижевского, северной Истрии и Приморья - так называемых кайкавцев, язык которых (кайкавщина) является переходною ступенью от словинского к хорватскому; но национальность их до сих пор еще вполне не выяснена (есть мнение, что они - охорваченные словинцы). Название словинцы (или словенцы), происшедшее непосредственно от племенного словене (как назывались, вероятно, еще сравнительно недавно словаки, а у нас новгородские славяне), общеупотребительно преимущественно в Штирии, Хорутании (Каринтии) и Приморье; в Крайне же, где словинский элемент населения является главенствующим, народ себя и свой язык называет "краинским" или "краньским". Вместо общего племенного названия употребляются чаще всего областные названия: кралицы, приморцы, корошцы (Koro š ko - Каринтия), штаерцы (штирийцы). Рядом с ними существует множество местных названий. В старину в употреблении было название хорутане (в латинск. форме Carantani), встречающееся еще у нашего летописца Нестора и у чешского Далимида; немцы же и до сих пор зовут словинцев виндами (Winden), а язык их - виндским (windische Sprache). Начало истории застает словинцев на гораздо большей территории: в VII-XI вв. они занимали всю Каринтию, всю Штирию, Ракусы (собств. Австрию) на правом берегу Дуная, часть Зальцбурга и Тироль; об этом свидетельствуют как письменные исторические памятники, так и встречающиеся в большом количестве в этих областях местные славянские названия. Словинцы появляются здесь в конце VI столетия, вытесненные аварами из Паннонии. На новой родине они попали в тяжелые условия, сразу же став во враждебные отношения и с двигавшимися по их следам аварами, и со своими новыми итальянскими и немецкими соседями, и даже с Византией. Уже в 595 г. они вступают в борьбу с баварским вождем в Пустертале. В середине VII столетии они примыкают на некоторое время к обширной славянской монархии Само (см.), но после ее распадения снова принуждены были вести упорную борьбу со своими соседями. Они ведут, иногда с успехом, войны с герцогами Фриульскими и Баварскими, но все-таки подчиняются сначала баварцам, затем франкам. Первым из виндских князей подчинился Борут в 750 г., а в конце того же столетия, при Карле Великом, и все хорутане должны были признать над собою власть франков. Сперва за ними еще оставалась некоторая тень самостоятельности в виде мелких туземных князьков, служивших, впрочем, только посредниками между верховною властью и покоренным народом; но вскоре эти князьки исчезают, и славянское население попадает в полное подчинение немецким герцогам и маркграфам; вместе с тем оканчивается навсегда независимое существование этих славянских земель, которые в виде княжества Хорутанского (Каринтия или Карантания) и славянской Украйны (нынешняя Крайна, часть Каринтии и часть Штирии), или Виндской Марки, входят в состав немецкой империи, а потом Австрии. Ранняя утрата политической самостоятельности и подчинение сильным соседям, а также раннее (VII-VIII вв.) принятие христианства от итальянских и немецких проповедников, с латинским богослужебным языком, поставили С. лицом к лицу с миром западноевропейским, германо-романским. Отрезанный от других славянских племен, словинский народ примкнул к этому миру, подчинился ему и воспринял его культуру. Только в конце XVIII ст. у словинцев начинает замечаться пробуждение национального самосознания, выразившееся в стремлении народолюбцев (патриотов) к изучению родного языка; вслед за этим, уже в настоящем столетии, начинают появляться зачатки словинской литературы. Патриотические писатели сумели расшевелить и привлечь простой народ, войдя в его практические интересы. Способствовала этому большая сравнительно с другими ненемецкими народами Австрии свобода. Как искренним и надежным "австрийцам" сорвинцам разрешается иметь просветительные общества, основывать школы, иметь гимназии, издавать газеты и журналы и т. п. Периодическая печать словинцев (более 30 изданий) посвящена распространению полезных знаний в народ, защите его национальных и политических прав и, главным образом, заботам о более широком развитии народной речи. Словинский язык употребляется в качестве преподавательского в начальных народных школах большей части словинской земли и допущен в нескольких средних школах. В Крайне, отчасти в Штирии и Каринтии за ним признаются некоторые права и в местной администрации. Почти все словинцы католики; протестантов числится лишь около 15 тыс.

Литература[править]

В. Ф. Клун, "Словенцы, этнограф. очерк" ("Русск. беседа", 1857, III); Janez Trdina, "Zgodovina Slovenskega naroda" (Люблян., 1866); Jan. Ma jcigerin M. Puteršnik, "Slovanstvo. Prvni del Slovenci. Zalo žila in na svitlo dala Matica Slovenska" (без года, с картой); J. Śuman, "Die Slowenen" (Вена, 1881; "Die V ö lker Oesterreich-Ungaras", X т.).

Ир. Половинкин.

Статья из Большого Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона

Данная статья была взята с Большого Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. Это вовсе не означает что статью нельзя редактировать или обновлять, или исправлять неточность.

Если вы заметили неточность в статье, или хотите внести больше ясности, вы можете ее "редактировать" и "править" по Вашему усмотрению