Эмблема

Материал из Гуру — мира словарей и энциклопедий
Перейти к: навигация, поиск

Эмблема (греч. έμβλήμα) — условное изображение идеи в рисунке и пластике, которому присвоен тот или другой смысл. От аллегории эмблема отличается тем, что она возможна только в пластических искусствах, от символа (в значении, применяемом в искусстве) — тем, что смысл её иносказания установлен и не подлежит толкованиям. Эмблемы есть также у организаций, городов и т. п., где они имеют индивидуальную принадлежность. Эмблемы государств — это их герб и флаг. Города и другие территориальные единицы (кроме самых мелких) тоже обычно имеют свой герб, а иногда и флаг. Распространена практика наличия эмблем у различных организаций (фирм, движений, партий). Такие эмблемы нередко называют логотипами (хотя «логотип» значит несколько иное).

Об эмблемах и символах[править]

Якорь — надежда, змея, кусающая свой хвост — вечность, кадуцей Меркурия — торговля, лира — музыка: таковы примеры наиболее употребительных эмблем. Они должны быть непременно ясны и просты, зритель должен в них видеть то, что ему хотели сказать; наоборот, в символ он вкладывает содержание, которое может быть совершенно независимо от намерений художника. Символ есть воплощение идеи, эмблема — условный знак, ее заменяющий, её иероглиф. В символе выражена колеблющаяся, неопределенная группа пережитых впечатлений, которая и для самого художника в виде отвлеченного обобщения не существует, ибо художник мыслит образами, а не придумывает их для иносказательного выражения идеи. Там же, где отвлечение переводится в форму вещественного иносказания, мы имеем Э.: это не символ, а аллегория — прозаическая схема, готовая идея, одетая в оболочку реального образа. Поэтому „Ночь“ Микель-Анджело или барельеф, изображенный Тургеневым в стихотворении в прозе „Necessitas-Vis-Libertas“ - нe эмблема, а символы, дающие движение мысли, осложняющие ее.

О происхождении слова[править]

Слово έμβλήμα у греков и римлян означало рельефные украшения на предмете из другого материала, например серебряную фигуру на бронзовой вазе, затем всякие наборные художественно-ремесленные произведения, каковы, например, мозаичные полы, вещи, изготовленные из разнородного и разноцветного материала, вышивки на бордюрах одежд, декоративные группы предметов в стенной живописи, украшения на мебели и т. п. Нынешний свой смысл слово „эмблема“ получило лишь в 16-17 веках, когда аллегории были весьма популярны и когда в эмблемы перелагали все области знания, от богословия до физики, от политики до грамматики.

Сборники эмблем[править]

Библиография уделяет особенное внимание множеству сборников эмблем, обыкновенно превосходно изданных и интересных для истории декоративных искусств. Особенно популярны были „Эмблемы“ миланца Альциати (1531), до 1781 года выдержавшие до 130 изданий в разных странах Европы. У нас имели успех „Эмблемы и Символы“ Максимовича-Амбодика, о роли которых в воспитании маленького Лаврецкого с такой теплотой говорит И. С. Тургенев. Сборники эмблем для различного применения в прикладных искусствах издаются и теперь.



См. также[править]

Источники[править]


Статья из Большого Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона

Данная статья была взята с Большого Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. Это вовсе не означает что статью нельзя редактировать или обновлять, или исправлять неточность.

Если вы заметили неточность в статье, или хотите внести больше ясности, вы можете ее "редактировать" и "править" по Вашему усмотрению